[ Одним файлом ] [ А | Б | В ] Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я ]
Большой словарь эзотерических терминов
За основу взят словарь Александра Михайловича Степанова. В авторском варианте все термины можно посмотреть на сайте составителя.
В
В – (лат. V), третья буква русского алфавита, двадцать вторая – латинского,
шестая – еврейского (вау). Числовое значение латинской буквы – 5, отсюда римское
V; числовое значение вау – 6. Западные каббалисты связали её с еврейским
божественным именем IHVH. Русское название буквы В – «вьдь» (веди), что
буквально означает «Я знаю». В русской нумерологии её значение равно 3 (по
другим источникам – 2). В – интуитивная, самовыраженная, красноречивая,
изобретательная, общительная, сильная. Полна энергии, социальна, обладает
большим воображением. В обладает вибрациями цифры 3, которые свидетельствуют о
разнообразных талантах. Она тянется к знаниям, может отличить верное от
неверного. Может выразить себя в искусстве: музыке, живописи, пении.
ВА-МУТИ – (коми), то же, что Водяной.
ВААЛ – (евр. идол), одно из распространенных обозначений божеств отдельных
местностей. Кроме того, Ваал назывались общие боги, например, бог-громовержец,
бог Солнца и др. Позднее Ваал – верховный бог культа плодородия, защитник
порядка и борец с хаосом, владыка дождя и грозы. Древние тексты, посвященные
Ваалу, обнаруживают много сходств с библейскими прославлениями Иеговы, очевидно,
что этот культ, господствовавший в Палестине задолго до вторжения евреев, оказал
большое влияние на формирование иудаизма. В Библии Ваал предстает символом
тщетности и бессилия язычества, с которым боролись ветхозаветные пророки.
Синонимы: Балу, Баал.
ВАБАР – (араб.), в мусульманской мифологии – область, примыкающая к стране
народа ад (адиты). Мифология, восходящая к доисламским легендам арабов,
связывает Вабар с юго-западной частью пустыни Руб-эль-Хали. Некогда эта
местность была цветущим садом. После гибели адитов Аллах поселил там джинов, а
людей превратил в наснасов – существ, у которых только пол головы, один глаз,
одна рука и одна нога.
ВАВИЛА – (слав.), сын Дона и Ненилы. Бог веселья и хмеля, покровитель скоморохов,
переиграл греческого и фракийского бога Диониса Сабазиса (бога Собаку).
ВАГДАНА – (санскр.), смотри Самскары взрослой жизни.
ВАДЖАД – (араб.), у суфиев – вид духовного экстаза, который иногда посещает
верующего.
ВАДЖАПЕЯ – (санскр.), «царский» ритуал ведического культа, в котором центральная
роль отводилась манипуляциям с жертвенным столпом. Ритуал не имел жестко
зафиксированной обрядности, в различных местностях в него включались разные
народные обряды.
ВАДЖРА – (санскр. алмазный Жезл).
1. Жезл, изображаемый как скипетр. Ваджра является магическим жезлом Посвященных
адептов, указывающим на обладание сиддхами, сверхъестественными способностями и
силами, и находится в руке жреца при исполнении им определенных церемоний.
Ваджра трактуется и как олицетворение власти Будды над элементалами (злыми
духами). Тибетское название Ваджра – дордже.
2. Буддизм интерпретирует понятие Ваджры как аналог прочности и неуничтожимости,
оно занимает одно из центральных мест в учении ваджраяны.
3. В ведийской и индуистской мифологии – оружие (дубина, палица) громовержца
Индры в его борьбе с асурами. Ваджра описывается обычно как бронзовая (аяса), но
иногда называется золотой или сближается со «скалой», «камнем». Согласно Ведам
ваджра выглядит как диск, но так же может быть четырехугольной или многогранной;
иконография представляет её в виде симметричного двустороннего скипетра.
Основные качества ваджры – сокрушительная мощь удара, прочность, неуничтожимость.
4. Один из трех внутренних энергопотоков сушумны. Он обладает активным, мощным
природным активирующим влиянием на энергетику человека.
ВАДЖРАВАРАХА – (санскр.), женское тантрическое божество, дакиня мудрости.
ВАДЖРАЙАНА – (санскр. алмазная колесница), буддийский тантризм; эзотерическое
учение в буддизме, занимающее в нем третье место после хинаяны и махаяны; цель
ваджраяны – достичь просветления или обрести природу Будды в течение одной
человеческой жизни.
ВАДЖРАЙОГИНИ – (санскр.), тантрическое божество, дакиня, олицетворяющая
освобождение человека от всех пороков в сознании, обладающая благими качествами
ума и способная реализовать свои возможности для счастья всех живых существ. У
нее тело красного цвета, в левой руке капала (сосуд из черепа), в правой руке –
нож-дигуг. Она смотрит вверх, в небо, как бы говоря, что тех людей, которые
практиковали пхову, тех, кто верят ей, она возьмет с собой в Чистую землю – в
Кхачари. Ваджрайогини может быть внешней и внутренней. Внутренняя ваджрайогини
возникает внутри каждого из нас при условии создания союза блаженства и сознания,
познающего пустоту. Как правило, достичь этого очень трудно, поэтому обращаются
к внешней ваджрайогини в момент смерти и просят ее, чтобы она помогла достичь
Кхачари.
ВАДЖРАПАНИ – (санскр. рука, держащая ваджру), тантрический идам, воплощающий в
себе духовную мощь будд и бодхисаттв в гневном, активном проявлении. Считается,
что призывание Ваджрапани обеспечивает защиту от злых сил. Изображается обычно с
телом синего цвета, в правой руке держит ваджру, а в левой – аркан.
ВАДЖРАСАТТВА – (санскр. алмазное существо), тантрическое божество, являющее
собой наивысший аспект просветления. Наиболее часто используется в медитациях,
связанных с практиками очищения. Изображается в традиционной позе будд: ваджра в
правой руке на уровне сердца, колокольчик – в левой у бедра.
ВАДЖРАЯНА – (санскр. алмазная колесница), буддийский тантризм; эзотерическое
учение в буддизме, занимающее в нём третье место после хинаяны и махаяны; цель
ваджраяны – достичь просветления или обрести природу Будды в течение одной
человеческой жизни.
ВАЗИЛА – (русс.), род нежити, обитающий в хозяйственных постройках, особенно на
конюшнях. Имеет вид крошечного человечка с конскими ушами и копытами; всячески
заботится о лошадях, оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне,
– и от хищного зверя.
Смотри также Домовой.
ВАЗИФА – (араб, пенсия, даваемая человеку за прошлую службу), ежедневное задание
или поклонение; у суфиев – название определенного суфийского упражнения.
ВАЗИШТА – в древнеиранских мифах – олицетворение огненной молнии. Один из пяти
видов природных огней.
ВАИРУА – (маори), душа умершего человека, покинувшая тело; призрак, дух, который
может вступать в связь с миром живущих.
ВАЙ-ГУН – (кит. внешняя практика), даосские методы обретения бессмертия с
помощью различных «внешних» средств; аналогичны наиболее примитивным проявлениям
западноевропейской алхимии. Адепты вай-гун экспериментировали с различными
растительными и животными препаратами, наркотическими и психотропными веществами,
металлами и т. д., стремясь из них создать «эликсир бессмертия», который затем
принимали внутрь или втирали в кожу. Наибольший успех, по мнению многих,
достигался с помощью солей ртути: труп адепта, принявшего достаточное количество
ртутных препаратов, долго не разлагался, и это свидетельствовало о том, что
поиски ведутся в правильном направлении. Увлечение техниками вай-гун достигло
своего пика в начале новой эры, после чего они отчасти утратили популярность,
уступив место мистическим методам «внутренней алхимии» (нэй-гун).
Смотри также Вайдань.
ВАЙБХАШИКА – (санскр.), философская школа буддизма, считающая в отличие от
мадхьямики и йогачары, что материальная Вселенная реальна, поскольку её можно
познавать и чувственно воспринимать.
ВАЙВАСВАТА – (санскр.), имя прародителя пятой человеческой расы или седьмого
Ману. Предполагаемый сын Сурьи (Солнца), который после потопа, спасенный в
ковчеге (сооруженном, в свою очередь, по велению Вишну), явился основателем
солнечной расы царей.
ВАЙВЕРН – мифический крылатый змей, похожий на дракона, но с орлиными когтями.
Считалось, что его внезапное появление предвещало войну или эпидемию чумы.
ВАЙДАНЬ – (кит.), внешняя алхимия, внешняя киноварь (пилюля, эликсир;
вспомогательное средство, принимаемое внутрь, способствующее укреплению
внутренней пилюли нэйдань).
Смотри также Вай-Гун.
ВАЙДИКАДХАРМА – (санскр. религия Вед), то же, что Индуизм, древнейшая религия
мира, имеющая около миллиарда последователей, преимущественно в Индии,
охватывающая широкий спектр философий – от плюралистического теизма до
абсолютного монизма. Индуизм – это семья бесчисленных религиозных систем, в
которой четырьмя основными деноминациями являются вишнуизм, шиваизм, шактизм (иначе
тантризм) и смартизм. Они придерживаются настолько разных верований, что по
праву считаются отдельными и независимыми религиями. Вместе с тем, они разделяют
общее наследие культуры и веры – концепции кармы, дхармы, реинкарнации,
всепроникающего Божества; храмовое богослужение, возрастные ритуалы, традицию
гуру-шишъя; все они полагаются на Веды как на авторитетное писание. На богатой
почве индуизма выросли различные другие традиции. Среди них – джайнизм, буддизм
и сикхизм, которые отвергли Веды и поэтому стали совершенно отдельными религиями,
потерявшими всякую связь с индуизмом, хотя они до сих пор разделяют многие
философские положения и культурные ценности со своей материнской религией.
ВАЙДУН – (кит), внешние, самопроизвольные движения: колебания, вибрации
отдельных частей тела, возникающие в процессе энергетической работы, не
вызывающие усталости, оздоравливающие.
ВАЙДХИ-БХАКТИ – (санскр.), поклонение Богу, при котором соблюдается много
ритуалов и церемоний, что часто приводит к гипнотическому состоянию.
ВАЙДЬЯ – (санскр. знающий), знаток аюрведы, врач индийской медицины.
ВАЙКУНТХИ – (санскр.), нематериальные планеты (миры) в Духовном Небе. Кураторами
24 таких планет являются виласа-прабхавы из виласа-рупы: Васудева, Санкаршана,
Прадйумна, Анируддха и другие.
ВАЙКХАРИ БРАХМАН – (санскр.), четвертая фаза (уровень материализации) звуковых
вибраций. Звук проявляется в нашем эмпирическом мире, как слышимая речь через
артикуляцию. Это самое последнее и самое грубое отображение звуковой энергии
Бога.
Смотри также Пара Брахман, Пашьянти Брахман, Шабда Брахман, Мадхьяма Брахман.
ВАЙКХНСА – (санскр.), в религиозной практике индуизма – одна из стадий духовного
подвижничества. Адепт вайкхнасы удаляется в лес и проводит долгое время (а
иногда и всю жизнь) в уединенных медитациях и личном общении с божеством.
ВАЙМАНИКА – в джайнской мифологии – род божеств, обитающих в Урдхвалоке –
верхнем мире, нижний предел которого лишь на волос выше вершины священной горы
Меру. Вайманики, которые обитают в калпе (восемь нижних небес Урдхвалоки),
делятся на двенадцать колен. Представители высших колен именуются ахаминдра – «сам
себе правитель». Ахаминдры не носят ни одежд, ни украшений, не ведают
чувственных наслаждений. Чем выше вайманики поднимаются по небесной лестнице,
тем чище становится цвет их ауры и острее восприимчивость. С другой стороны
уменьшается привязанность к вещам и гордыня. Все вайманики имеют царственный
облик, не отбрасывают тени, не мигают, у них не растут ни ногти, ни волосы.
ВАЙРАГЬЯ – (санскр. отстраненность, неокрашенность, бесстрастность, отрешенность),
чаще всего термин применяется при описании эмоционального состояния человека.
Для чистого беспристрастного мышления и медитации следует упражнять
отстраненность от органов чувств. Высшей её формой является состояние, в котором
разум не подвержен влиянию ни стремления к низменному, ни жажды изменчивого и
возбуждающего, ни даже влиянию желания упорядоченности, вызываемого подлинным
«Я» (пуруша). Вайрагья – идеал монашеской жизни.
ВАЙРОЧАНА – (санскр. сияющий), первая дхьянибудда самбхогакаи, имеющая белый
цвет. Является зерцалоподобной мудростью, в которую в процессе йогической
практики превращается скандха формы (рупа) индивида. Индивид видит любую форму
внешних объектов и свою собственную форму, как отражение в зеркале, как тень,
мелькающую на экране телевизора. Поскольку в них нет ничего конкретного, кроме
самой формы теней, то там нет и эго, или индивидуального «Я», и «Я» внешних
объектов. Таким способом подавляется неведение (авидъя) о существовании
индивидуального «Я», которое порождает эгоизм, активность борьбы за жизнь и так
далее. Вайрочане соответствует центр, или Восток в мандале, животное-спутник –
лев, элемент – эфир, чувство – слух; праджней (женским соответствием) является
Ваджрадхатешвари; эманация Вайрочаны – бодхисаттва Самантабхадра. Земным
проявлением Вайрочаны считают бывшего будду Кракучханду.
ВАЙШВАДЕВА – (санскр.), в ведическом ритуале – подношение сваренной без
добавления соли и масла пищи всем богам одновременно.
ВАЙШЕШИКА – (санскр. анализирование, различение), одна из шести ортодоксальных (признающих
авторитет Веды) философских систем. Философия, основанная на том, что
освобождения следует достигать через понимание природы существования, которое
классифицируется как девять фундаментальных реальностей: воздух, огонь, вода,
земля, мысль, эфир, время, пространство и душа (ум). В полемике с буддизмом
вайшешика отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В
атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов,
причиной движения атомов считается сверхъестественная сила – адришта (невидимое).
ВАЙШНАВ – (санскр. имеющий отношение к Вишну), вишнуит, поклонник Господа Вишну
и его воплощений (аватар).
ВАЙШНАВА – (санскр. имеющий отношение к Вишну), вишнуит, поклонник Господа Вишну
и его воплощений (аватар).
ВАЙШНАВАЧАРА – (санскр.), согласно распространенной тантрической классификации –
вторая стадия духовной эволюции приверженца индуизма; «долина преданности», в
которой душа находит «своего» Бога и предается ему в духе бескорыстной любви и
преданности (смотри Бхакти). В качестве такого бога обычно выступает одна из
аватар Вишну – самого благостного и жизнеутверждающего из индусских богов. Все
остальные боги при этом рассматриваются как полные, неполные или частичные
проявления избранного божества или же, как подчиненные ему младшие боги. Адепт
вайшнавачары обязан отказаться от применения насилия, перестать есть мясо,
избегать сексуального общения и даже мыслей о нем. Ему запрещается убивать
животных, прикасаться к четкам и янтрам.
ВАЙШРАВАН – (санскр.), страж северных ворот мандалы, являющийся также главою
божеств богатства.
ВАЙЮ – (санскр.), воздух; Бог и властитель воздуха. Одно из пяти состояний
материи, газообразное; одна из пяти стихий. В «Вишну Пуране» Вайю – царь
гандхарвов. В «Рамаяне» он отец Ханумана. Троица мистических богов в Космосе,
тесно связанных друг с другом: «Агни (огонь), место которого на земле; Вайю (воздух,
или одна из форм Индры), место которого в воздухе, и Сурья (Солнце), место
которого в воздухе» («Нирукта»). В эзотерическом толковании эти три космических
принципа соответствуют трем человеческим принципам – каме, манасу коме и манасу,
Солнцу разума.
Вайю также понимается как «жизненный ветер». Это те силы природы, которые с
помощью чакр и связанных с ними сплетений, приводят в действие несколько
автоматически функционирующих отделов человеческого организма. Выделяют пять
наиболее важных Вайю: прана, апана, самана, удана, вьяна. Жизненные ветры сильны,
когда существует гармония между различными органами тела и эфирным двойником.
Это идеальное взаимодействие нарушается, когда тело подвергается нездоровым
влияниям снаружи (например, загрязненный воздух, неперевариваемая пища,
неправильное положение тела и так далее.) и изнутри – нездоровые мысли и желания.
ВАК – (санскр. устная речь, произнесение, проговаривание), слово-творец, богиня
речи; один из олицетворенных аспектов Пара-брахмана или «высшего, бесконечного
брахмана». Он является первой фазой и одновременно субстанцией в вибрационном
процессе Творения.
Синоним – Вач.
Смотри также Индрийи.
ВАКАН – в мифологии индейцев сиу – мистическая животворная сила, присущая
предметам живой и неживой природы; она может быть утрачена и приобретена. Вакан
осмысливается также как четыре стороны света. Под влиянием христианства вакан
стал персонифицироваться в облике четырех божеств: Иньян (камень), Мака (земля),
Скан (небо), Ви (Солнце). Термин вакан иногда употреблялся в значении «Великий
Дух».
ВАКИНЬЯН – в мифологии индейцев сиу – духи огня, грома и молнии. Они обитают на
востоке и неразрывно связаны с камнем и красным цветом. Появление вакиньян
означает приближение гроз и бурь. Этим духам близка птица грома Вакеон, которая
покровительствует воинам и враждует с духом воды Уинктехи.
ВАКУУМ – (лат. пустота).
1. Эзотерический символ абсолютного божества или беспредельного пространства.
2. Состояние сильно разреженного газа при низком давлении.
3. Вакуум физический в квантовой теории поля – низшее энергетическое состояние
квантовых полей, характеризующееся отсутствием каких-либо реальных частиц. Все
квантовые числа вакуума физического (импульс, электрический заряд и др.) равны
нулю. Однако возможность виртуальных процессов в вакууме приводит к ряду
специфических эффектов.
ВАКХ – (греч.), божество, олицетворяющее собой рациональную душу природы – душу
низшего мира. Пифагорейцы называли его титанической монадой. Он повелитель
титанов, устроитель земных сфер. Зеркало Вакха – причина его падения в низший
мир, сделанный титанами. Вакх, видя свое отражение, принимает его за свое
подобие и одушевляет его: рациональная идея одушевляет отражение –
иррациональную Вселенную. После того как Вакх посмотрелся в зеркало и последовал
за своим отражением в материю, рациональная душа мира разбивается на фрагменты и
распределяется титанами по земным сферам, сутью коих она и становится, но
сердце, или его источник, они не в силах рассеять.
ВАКХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – единство рациональной души в процессе самопознания в
противоположность титаническому состоянию – разбросанности рациональной души,
которая, будучи рассредоточенной через творение, теряет осознание своей
сущностной особенности. Человек есть сложное творение, поскольку его части
состоят из фрагментов титанов, а его высшая природа – из священной бессмертной
плоти (жизни) Вакха. Следовательно, человек может вести как титаническое
(иррациональное), так и вакхическое (рациональное) существование.
ВАЛГАЛЛА – (сканд.), разновидность рая (дэвакхана) для павших воинов, называемая
древними скандинавами «залом благословенных героев»; она имеет 500 дверей.
ВАЛЕФИМ – названная (предсказанная) болгарской ясновидящей Вангой «третья
планета от Земли», откуда якобы прибудут для встречи с землянами представители
других миров.
ВАЛИ – (араб, святой), у суфиев – человек, достигший совершенства, познавший
тайны «сокровенного» и способный лицезреть Бога. Примерно в X в. в суфизме
устанавливается представление о невидимой иерархии аулийа. Со смертью
какого-либо Вали происходит общее перемещение во всей иерархии – его место
занимает нижестоящий, на место которого в свою очередь приходит следующий и так
далее.
Смотри также Аулийа.
ВАЛИДНОСТЬ – (от англ. valid – пригодный), один из основных критериев качества
опыта (например, в психологии для оценки доверия к тестам). Проблема валидности
возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится
задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего
свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше
отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создан.
ВАЛОБИТЬ – постукивать свечой по лбу при лечении от головной боли.
ВАЛЬКИРИИ – (сканд.), «выбирающие умерших». Это 12 дев-воительниц, спутниц и
помощниц бога Одина. В народной поэзии скандинавов эти богини освящают павших
героев поцелуями и, взяв их с поля боя, переносят в покои блаженства и к богам в
Валгаллу. У Валькирий ослепительно яркие голубые глаза и длинные светлые волосы,
одеты они обычно в доспехи, на головах у них рогатые шлемы, в руках – мечи и
копья. Валькирии вместе с норнами, которые участвуют в определении судьбы всех
людей при рождении, относятся к категории низших женских божеств – дис.
Валькирии
ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ – в германской мифологии – ночь с 30 апреля на 1 мая, время
ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и
собирались с другой нечистью вокруг Сатаны. Они пытались помешать благополучному
течению весны, насылали порчу на людей искот и тому подобное. В селениях
накануне вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм:
разжигались костры, на которых иногда сжигались чучела ведьмы; люди обходили
дома с факелами, звонили церковные колокола и тому подобное. Считалось, что
травы в вальпургиеву ночь обретают чудесную силу.
ВАМА – (санскр.).
1. Приятный, прекрасный. В этом значении присутствует в слове Вамадэва, одном из
имен Вишну.
2. Левый, противоположный, необычный. Например, вама-марга (вамачара),
тантрический «путь левой руки», который состоит в использовании мощных и порой
рискованных способов, формально противоречащих ортодоксальным ведическим нормам,
но ведущих к той же цели.
Смотри Тантра, Тантризм.
ВАМАДЭВА – (санскр. сохранение), смотри Натараджа.
ВАМПИР – сказочный оборотень, мертвец, выходящий из могилы, чтобы сосать кровь
живых людей. С энергетической точки зрения различают вампиров солнечных и
лунных. Энергетический вампиризм как явление был постоянным спутником человека.
Человек, имеющий недостаток собственной энергии может сознательно или
неосознанно подпитываться ею от других людей. Вампиризм – это болезнь.
Исследования показали, что кровь вампиров отличается от крови здоровых людей
своей жидкокристаллической структурой.
Синонимы: Упырь, Вурдулак.
Смотри также Энерговампиризм кожный.
ВАН – (слав.), первый человек, вступивший в родство с богами, женившийся на
дочери Святогора – Мере. Имя Ван, или Венд, есть в «Велесовой книге». В Передней
Азии около озера Ван существовало Ванское царство, а в славянских землях –
княжество Вантит (земли вятичей). Он же библейский Ной (коранический Нух, или
Нош).
Синонимы: Ян, Янош.
ВАНАПАГАНЫ – в эстонской мифологии – злобные великаны, обитающие в пещерах, на
дне озер и под землей. Ванапаганы – искусные мастера, занимаются кузнечным
ремеслом, тачают башмаки и так далее. Иногда приглашают к себе в гости людей и
одаривают их угольями; если положить эти уголья в передник, они превратятся в
золото. Ванапаганы строят мосты через озера и моря (душа человека, прошедшего по
такому мосту, попадает к дьяволу). В сказках великаны нередко ведут себя подобно
русскому черту и постоянно остаются в дураках.
ВАНАПРАСТХА – (санскр.).
1. Третья ступень духовной жизни (смотри Ашрам), на которой человек путешествует
по святым местам, чтобы отрешиться от семейной и общественной жизни и при
готовиться к санньясе.
2. Человек, живущий по принципу ашрама.
ВАНАПРАСТХА-АШРАМА-ВРАТА – (санскр.), смотри Самскары зрелого возраста.
ВАНАХАЛЬБЫ – в эстонской мифологии – злобные лесные духи, которые сбивают с
дороги путников, заставляя долго плутать по лесу. Голос ванахальб – эхо; они
представляются седыми старцами, пасущими диких животных. Охотник, которому
удалось договориться с ванахальбом, может рассчитывать на богатую добычу.
ВАНБИНДИГЕС – в ритуальной практике вуду – люди, которые с помощью колдунов
вступают в тайный союз со злыми духами и обретают способность безнаказанно
совершать преступления. Ванбиндигес образуют тайные общества и по ночам одетые в
белое, со свечами на голове нападают на людей, грабят их, связывая высушенными
человеческими кишками. Некоторых ванбиндигес поедают, других превращают в зверей
или зомби. Этими поверьями достаточно долго пользовался диктатор Гаити Дювалье,
организовавший террористическую банду для борьбы с оппозицией режиму,
моторизованную, безнаказанно расправлявшуюся по ночам с каждым подозрительным.
Синонимы: Бизаго, Галипот, Вольтижеры, Зобопы.
ВАНГ – (санскр. наделение силой), особая форма мистического посвящения,
применяемая в школах ваджраяны. Во время ванга посвящаемый получает психическую
энергию или благодать непосредственно от своего гуру или избранного божества
(идама). Такое посвящение необходимо для того, чтобы приступить к выполнению
задач второй ступени духовного обучения – упражнениям и медитациям,
предназначенным для полного освобождения ученика от влияния материального мира.
Одно из таких упражнений – знаменитая техника тумо; адепт, овладевший ею,
развивает в себе сильное внутреннее тепло и не замерзает даже в самые сильные
холода. Ванг, получаемый от гуру, – сложный ритуал, завершающий получение тайных
знаний и ритуальных предметов. Ванг от избранного божества ученик, как правило,
получает самостоятельно, в ходе уединенной медитации на избранное божество.
Синоним – Дбанг-бскур-ба (тибет.).
ВАНИ – (япон.), животное, похожее на крокодила, на морскую змею и на акулу. В
некоторых мифах говорится, что Вани – морское божество, владыка всех крокодилов.
Каждый год это божество появляется из моря в сопровождении множества рыб. Его
появление предвещает людям беду, и мясо этих рыб нельзя есть, так как оно
ядовито.
ВАНЫ – (нем.), в тевтонском пантеоне – боги и богини органической жизни,
управляющие сферами органической плодовитости, эроса, благосостояния, ремесел и
физического благополучия.
ВАР – (зенд. ограда, крепость, усадьба), ограждение, построенное Йимой для
спасения человечества от зимы и потопа, и обитель праведников внутри этой
ограды. Мифологический образ вара восходит к представлениям индоиранских племен
об обители праведников в загробном мире; ведийское соответствие варе –
ограждение обители верховного бога загробного царства Ямы.
ВАРА – (зенд. ограда, крепость, усадьба), ограждение, построенное Йимой для
спасения человечества от зимы и потопа, и обитель праведников внутри этой
ограды. Мифологический образ вары восходит к представлениям индоиранских племен
об обители праведников в загробном мире; ведийское соответствие варе –
ограждение обители верховного бога загробного царства Ямы.
ВАРГИ – (сканд.), оборотень; человек, становящийся волком и по ночам нападающий
на людей и скот. В христианских поверьях – слуга дьявола, который
предводительствует стаями волков.
Синоним – Вервольф.
Смотри также Волкодлаки.
ВАРКУЛАК – (слав.), одно из наименований оборотня.
ВАРМА – (санскр.), наука и искусство акупунктуры в древней системе медицины
сиддхов.
ВАРНА – (санскр. вид, род, цвет), название четырех социальных общностей, или
рангов, на которые делилось население древней Индии. В совокупности варны
представляли собой иерархию статусов, не совпадающую с имущественным, классовым
или политическим делением общества. Старшей была варна брахманов – ученых,
жрецов и учителей, с ней ассоциировался белый цвет; вторая по рангу варна
кштариев – правителей и знати (красный цвет); третья варна вайшьев –
земледельцев, скотоводов и торговцев, простого народа (желтый цвет); четвертая
варна шудр – зависимых лиц (черный цвет).
Смотри также Каста.
ВАРНА-ДХАРМА – (санскр.), смотри Дхарма.
ВАРТА-СИДДХИ – (санскр.), парапсихологическая способность к сверхобонянию.
Смотри Сиддхи.
ВАСАНА – (от санскр. вас – остаток), подсознательная наклонность, привычки,
устоявшиеся желания, то есть основные склонности характера. Васаны суть
конгломераты результатов подсознательных впечатлений (самскар), создающихся при
восприятии. Васаны необходимо преодолевать всеми силами, а вместо них должна
установиться дхарма.
ВАСАНА-ДАХА-ТАНТРА – (санскр. подсознательное очищение огнем), даха означает
сжигание, тантра – метод, а васаны – это глубоко укоренившиеся, фоновые
подсознательные тенденции, которые формируют мировоззрение и мотивацию человека.
Васаны могут быть позитивными и негативными. Один из лучших способов справиться
с жизненными трудностями, уничтожить неприятные васаны – это васана-даха-тантра,
практика сжигания записанных исповедей или даже длинных писем к любимым или
знакомым, в которых описываются затруднения и горести и излагаются жалобы и
обиды. Записывание своих проблем и сжигание их на любом, самом обычном огне
переводит их из подсознательного во внешний ум и высвобождает подавленные
эмоции, когда огонь поглощает бумагу. Это один из видов магического
целительства. Метод напоминает практику перепросмотра, описанную К. Кастанедой.
ВАСИЛИСК – коронованный змей, символ магической мудрости. Подлинная мудрость
требует, чтобы человек обладал видением духовного мира. Человека, не
подготовленного к подобному способу видения, может постигнуть смерть от блеска
духовного света и знания, которое содержится в высшем мире. Василиск является
мифологическим созданием, имеющим репутацию существа, способного убить одним
только взглядом, что символизирует мудрость, которая, когда к ней прибегают без
должной осторожности, может лишить жизни.
ВАСИТХУВАМ – (санскр.), один из восьми видов сиддхи; способность управлять всем
при помощи мысли и слова.
ВАСУ – (санскр.), группа божеств, представляющая собой персонификацию природных
явлений (или космических феноменов). «Вишну-пурана» называет восемь таких
божеств: Апу (воду), Дхурву (Полярную звезду), Сому (Луну), Дхару (Землю), Анилу
(Ветер), Анала (Огонь), Прабхасу (Утреннюю звезду), Пратьюшу (Свет). В ряде
случаев васу связывают с землей, тогда как рудры (их 11) – с воздухом, а адитьи
(их 12) –с небом. Эзотерические источники приписывают васу злые качества и
указывают, что они являются теми духами, которые сопровождают Индру.
ВАТАН – название первоначального языка атлантов, по оккультному преданию
содержащего набор корней для будущих китайского, санскритского и
древнееврейского языков.
ВАФАТИН – у болгар – сан жреца в языческой религии. Старший из волхвов,
руководитель ритуальных церемоний. Сан передается по наследству по мужской
линии.
ВАЧ – (санскр.), слово-творец, богиня речи; один из олицетворенных аспектов
Пара-брахмана или «высшего, бесконечного брахмана». Он является первой фазой и
одновременно субстанцией в вибрационном процессе Творения.
Синоним – Вак.
Смотри также Индрийи.
ВАШАТ – (санскр.), в ведическом обряде жертвоприношения – ритуальный возглас
жреца-хотара, под который жрец-адхварью бросает жертву в огонь.
ВАШИТА – (санскр.), один из восьми видов сиддхи: сила исключительного
повиновения произнесенному или написанному слову; контроль над объектом в его
естестве, осуществляемый таким образом, что он (объект) становится покорным к
высказанному слову, восприимчивым к высказанной или внушенной мысли, к
внушенному действию на любых расстояниях. Вашита трактуется также как
способность управлять природными силами.
ВДОХНОВЕНИЕ – психическое состояние, характеризующееся традиционной медициной
как целиком стеническое. Вдохновение сопряжено с высоким эмоциональным подъемом,
творческой активностью, высшим проявлением которой может быть озарение. Также
понимается как высочайший уровень интуитивного постижения мира через духовное
прозрение истины.
Смотри также Гратуал.
ВЕДА – (санскр. откровение), древние священные книги индуистской (арийской)
религии. Они считаются откровениями великих пророков (риши), которые обрели их
внутренним прозрением и передали смертным. Существуют четыре Веды: Ригведа,
Яджур-веда, Сомаведа и Атхарваведа.
Ригведа – сборник из 1017 гимнов, возникших около 1500 г. до н.э. и записанных
на санскрите около 600 г. до н.э., древнейшая часть Вед, в которой излагаются
правила жертвоприношений, общественных и домашних церемоний и
религиозно-космологические представления индоарийского населения Индии.
Сомаведа – сборник песен, которые декламируют во время приготовления сомы.
Яджурведа – руководство для жрецов по проведению жертвоприношений.
Подразделяется на «Черную» и «Белую Яджу». В «Белую Яджу» входит
«Брихадараньяка-упанишада», где излагается учение о Самости. В ней также
описывается нарамедха – особый вид человеческого жертвоприношения. Царица
публично совокуплялась с верховным жрецом; затем жреца приносили в жертву силам
плодородия. Позднее этот обряд перерос в ашвамедху – жертвоприношение лошади,
при котором царица имитировала половой акт с убитым животным.
Атхарваведа – четвертая и самая поздняя из Вед (около 200 г. до н.э.). Долгое
время не признавалась подлинным ведическим документом. В тексте содержится 731
гимн, заимствованный из Ригведы, и другие произведения, которые по различным
причинам были исключены из ведического канона. Судьба Атхарваведы в чем-то
напоминает участь апокрифов – текстов, исключенных из Библии. Речь в ней идет
преимущественно о медицине, исцелениях, соответствующих обрядах и магических
заклинаниях.
Ведами называют также книги славян «Русские Веды», «Песни птицы Гамаюн» и
иранскую «Авесту».
ВЕДАНА – (санскр.), смотри Скандха соприкосновения.
ВЕДАНА-СИДДХИ – (санскр.), парапсихологическая способность к
сверхчувствительности.
ВЕДАНТА – (санскр. букв, завершение или кульминация Вед).
1. Упанишады – тексты, разъясняющие смысл основного содержания, которые
помещаются в конце Вед.
2. Наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение. Веданта
берет начало от ведийских ариев. Сочинение «Веданта-сутра» (или «Брахмасутра»)
приписывается мудрецу Бадараяне (IV-III вв. до н. э.). Основывается на трактовке
высказываний Шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном
духовном начале – единственной первичной реальности) и брахмане (высшей
реальности) и опирается на монистическую концепцию Вселенной. Целью бытия
веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и
брахманна. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары,
учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда,
Радхакришна и др.
ВЕДАЧАРА – (санскр. путь Вед), в тантризме – начальная стадия духовной эволюции
человека; заключается в изучении Вед, ритуальном поклонении ведическим богам и
тщательном соблюдении основных религиозных заповедей. Главное вероучение этой
ступени – ортодоксальный брахманизм (смартизм), восходящий к ведической религии
древних ариев. К ведачаре относятся и некоторые неоведические индусские
организации, самая известная и влиятельная среди которых – «Арья Самадж»
(«Общество ариев»). Писания, на которых основывается практика дан ной ачары,
это, в основном, Веды и Смрити-шастры. Но важную роль играют также Пураны,
Итихасы (особенно «Махабхарата» с входящей в нее «Бхагавадгитой») и сочинения
ученых брахманов-пандитов. Находясь на стадии ведачара, верующий воспринимает
Бога либо как совершенно безличный и полностью трансцендентный абсолют, либо как
сверхъестественную личность, сотворившую и контролирующую материальный мир. В
любом случае, Бог воспринимается как нечто, отделенное от мира и далекое от
повседневных нужд, и поклонение ему носит отчасти формальный характер. Основная
задача ведачары – освоение духовного наследия индуизма и базовых понятий
индийской мистической философии.
ВЕДОВСТВО – примитивное вредоносное колдовство.
ВЕДОГОН – (слав.), персонифицированное божество, несущее функцию удачи либо
персонально конкретному человеку, либо роду.
ВЕДЫ – (санскр. откровение), древние священные книги индуистской (арийской)
религии. Они считаются откровениями великих пророков (риши), которые обрели их
внутренним прозрением и передали смертным. Существуют четыре Веды: Ригведа,
Яджур-веда, Сомаведа и Атхарваведа.
Ригведа – сборник из 1017 гимнов, возникших около 1500 г. до н.э. и записанных
на санскрите около 600 г. до н.э., древнейшая часть Вед, в которой излагаются
правила жертвоприношений, общественных и домашних церемоний и
религиозно-космологические представления индоарийского населения Индии.
Сомаведа – сборник песен, которые декламируют во время приготовления сомы.
Яджурведа – руководство для жрецов по проведению жертвоприношений.
Подразделяется на «Черную» и «Белую Яджу». В «Белую Яджу» входит
«Брихадараньяка-упанишада», где излагается учение о Самости. В ней также
описывается нарамедха – особый вид человеческого жертвоприношения. Царица
публично совокуплялась с верховным жрецом; затем жреца приносили в жертву силам
плодородия. Позднее этот обряд перерос в ашвамедху – жертвоприношение лошади,
при котором царица имитировала половой акт с убитым животным.
Атхарваведа – четвертая и самая поздняя из Вед (около 200 г. до н.э.). Долгое
время не признавалась подлинным ведическим документом. В тексте содержится 731
гимн, заимствованный из Ригведы, и другие произведения, которые по различным
причинам были исключены из ведического канона. Судьба Атхарваведы в чем-то
напоминает участь апокрифов – текстов, исключенных из Библии. Речь в ней идет
преимущественно о медицине, исцелениях, соответствующих обрядах и магических
заклинаниях.
Ведами называют также книги славян «Русские Веды», «Песни птицы Гамаюн» и
иранскую «Авесту».
ВЕДЬ-АВА – в мордовской мифологии – дух, хозяйка воды. Каждый источник имел свою
Ведь-аву (по некоторым поверьям и мужского духа Ведь-атя). Ведь-аву представляли
в виде обнаженной женщины с длинными волосами, которые она любит расчесывать.
Она и Ведь-атя могут утопить купающихся или наслать болезнь, которую только
Ведь-ава может вылечить (откупиться от нее можно, бросив в воду деньги, просо и
пр.). Излечить больных можно водой, которую нужно зачерпнуть из источника,
мысленно обращаясь к Ведь-аве, и затем омыть ею больного. Ведь-ава считалась
также покровительницей любви и деторождения: её просили о помощи невесте, молили
об избавлении от бездетности. Она же посылала дождь.
ВЕДЬМА – от славянского «ведать», англосаксонского wissen и wikken –
«пророчить». Ведьмы могут быть прирожденными или наученными. Ранее их называли
«мудрыми женщинами», но позднее церковь решила следовать закону Моисея, который
предавал каждую ведьму или колдунью смерти. По христианской мифологии ведьмы –
это женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради
обретения сверхъестественных способностей.
ВЕДЬМАК – как и ведьма может быть прирожденным или наученным. У прирожденного
нет волос, бороды, усов и прочих признаков мужественности, зато у него есть
небольшой хвостик с четырьмя волосками и изображение в зрачках перевернуто вверх
ногами. У ведьмака две души: человеческая и демоническая. Душа ведьмака может
выходить ночью из тела через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под
копчиком. Ведьмак способен быть оборотнем, он превращается в коня, мотылька,
волка и тому подобное. Его, как и ведьму, можно распознать: если под церковным
порогом закопать косточки ножек ягненка, тогда ведьмак, не сможет выйти из
церкви. Ведьмак умеет управлять пчелами, разгонять в небе тучи. Некоторые
ведьмаки делают только добро: заговаривают болезни, лечат людей и животных,
запрещают ведьмам делать зло, защищают людей. Когда ведьмак умирает, наступает
засуха или идут нескончаемые дожди. Ведьмак не теряет своей силы и после смерти:
дерется на могилах с мертвецами, не пропуская их в село, и всегда побеждает.
ВЕДЬМИНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – расписанный, как правило, на год вперед график
действенности и эффективности колдовской силы, расчет которой проводился на
основании астрологических сведений, сезонных изменений и внутренних биоритмов.
Предыстория возникновения ведьминского календаря уходит корнями вглубь
тысячелетий. Несмотря на обилие календарных систем, все они, как правило,
делились на два порядка – солнечный и лунный. Иногда эти два цикла пересекались,
образуя смешанный календарь. Известно, что народы, ещё не знавшие колеса и
железа, уже использовали такой календарь в ритуальных обрядах. Разные версии
ведьминского календаря были найдены во всех уголках земного шара, даже у
культур, вообще не имеющих понятия о времени.
ВЕДЬМИНЫ КРУГИ – колонии грибов, образующие круги в десятки, иногда сотни
метров. Появление таких кругов приписывалось нечистой силе. Считалось, что
лесные поляны с подобными кольцами обладают магической силой.
ВЕЗЕЛЬВУЛ – В переводе означает владыка жилища, бог жилища и в этом смысле
упомянут в «Евангелии от Матфея».
Синоним – Беел-зебуб.
ВЕЙРД – (нем.), закон причины и следствия в космических масштабах.
Синоним – Вирд.
Смотри также Орлёг.
ВЕЛЕС – (слав.), ипостась Всевышнего, бог мудрости и любви, богатства, животного
мира, скотий бог, сын небесной коровы Земун, второй по значению после
громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости. В раннем своем воплощении,
ещё в палеолите Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был
покровителем охотничьей добычи, «богом мертвого зверя». В бронзовом веке, в пору
пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем
только домашних животных и богом богатства – «скотьим богом».
Велес – проводник в загробный мир и страж Ирия, супруг Вилы Сиды (Азовки). Имя
значит «великий властитель». В русских былинах, балладах и сказках его место
заняли Василий Буслаев, Алеша (Олекса) Попович, Ставр Годинович, Иван Быкович,
Иван Медведко, князь Михайло, князь Роман. В честь Велеса рядятся в звериные
маски и тулупы на святки и на масленицу: в прежние времена в эту пору отмечали
комоедицы, праздник пробуждения медведя. Это были Велесовы дни славянского
языческого календаря.
ВЕЛЕСОВА КНИГА – перевод священных текстов новгородских волхвов IX века. В
велесовой книге рассказана древнейшая история славян и других народов.
Славяноведы узнали об этой книге лишь в XX веке, причем сохранилось очень
немного дощечек с непонятными, трудно поддающимися расшифровке письменами.
Велесова книга разрешает давний спор о происхождении славян, восстанавливает
целый пантеон прежде неведомых языческих богов, которым поклонялись наши предки.
ВЕЛЕТЫ – в восточнославянской мифологии – великаны, богатыри. Жили в древние
времена, создавали реки, воздвигали утесы и тому подобное. Возгордившись своей
силой, велеты стали угрожать Богу и были им уничтожены.
Синонимы: Асилки, Осилки.
ВЕЛИКИЙ ГОД – в древней и средневековой астрологии – период, спустя который все
земные события начинают повторяться. Фаталистические тенденции, господствовавшие
в древней астрологии, а также выяснение строгой периодичности движения планет
привели к широкому распространению мнения, будто через определенный промежуток
времени планеты займут те места на небе, с которых они начали свое движение в
момент сотворения мира, и история начнет свой новый цикл, повторяющий
предыдущие. О «Великом» или «Совершенном годе» говорят Аристотель и Платон.
Причем практически все авторы считали, что по истечении Великого года жизнь на
Земле прекращается или вследствие всемирного потопа, или вследствие мирового
пожара. Продолжительность Великого года, согласно различным, в том числе и
полумифическим, авторам, следующая:
Автор |
Продолжительность Великого Года (лет) |
Орфей | 120 000 |
Антиох | 1 753 005 |
Гераклит | 18 000 |
Кассандр | 3 600 000 |
Диоген Стоик | 6 480 000 |
Берос | 2 160 000 |
Синоним – Мировой год.
ВЕЛИКИЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬ – звание верховного жреца древнеегипетского бога Ра в
Гелиополисе.
ВЕЛИКИЙ ЦИКЛ – (майя), полный цикл из тринадцати бактунов, 5125 лет. Нынешний
Великий цикл начался 13 августа 3114 года до н.э. и закончится 21 декабря 2012
года.
ВЕЛИКОЕ БЕЛОЕ БРАТСТВО – тайный союз древних посвященных, достигших бессмертия и
обладающих всеми мистическими совершенствами. Легенды о таком союзе издавна
распространены на Востоке (смотри Агарти, Шамбала); в XIX в. стараниями
основательницы Теософского Общества Е.П. Блаватской они проникли на Запад.
Блаватская называла этот союз Белым Братством, а его членов – многозначным
английским словом «Masters», которое в русскоязычной традиции обычно переводится
как «Учителя», или же санскритским словом «махатмы» («великие души»). Блаватская
утверждала, что лично беседовала с Учителями Эль Мория и Кут Хуми; кроме того,
она якобы входила в контакт и получала информацию от копта Сераписа, некоего
неоплатоника и «венгерского посвященного», судя по всему, графа Сен-Жермена.
Согласно её утверждениям, главных Учителей семеро, и один из них – Иисус
Христос, который не вознесся, но пребывает в этом мире.
Впоследствии существовало более ста групп, каждая из которых претендовала на
особое общение с Великим Белым Братством. Способы общения были различными:
откровения Блаватской осаждались на «чистом листе бумаги»; Гай Баллард,
основатель группы «Я есмь», говорил об откровениях через «жидкий свет»; Джейн
Роберте, автор книги «Говорит Сет», пользовалась автоматическим письмом, как и
Алиса Бейли, основатель «Люцис Траст»; Элизабет Клер Профет, основавшая Церковь
Всеобщую и Торжествующую, «превращалась в канал», через который говорили духи, а
остальные говорили о видениях Восшедших Мастеров. И, наконец, Бейрд Т. Сполланд,
автор книги «Жизнь и учения восточных Мастеров», путешествовал вместе с ними по
Индии и Тибету и был свидетелем их чудес, сопровождавшихся соответствующими
поучениями.
ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ – (алхим.), конечная цель алхимических поисков. Великое делание
имело тройственную природу: в мире материальном – трансмутация металлов,
доведение их до золота, до совершенства; в микрокосмосе – духовное
совершенствование человека; в мире божественном – созерцание Божества в Его
Славе. Получение философского камня знаменует окончание первой части великого
делания.
Смотри также Изумрудная таблица.
ВЕЛУНД – князь светлых эльфов (альвов). Велунд передал людям искусство ковки, он
же является первым Мастером талисманов. Велунда знают почти все народы. Его имя
содержит древнейший индоевропейский корень «вел» («вал»), входящий в такие
слова, как «филид» – вещий певец у кельтов, «волхв» – тот же певец у славян. От
этого же корня образовано имя славянского бога мудрости Велеса.
ВЕЛЬВА – (сканд.), ведьма, которая, согласно «Старшей Эдде», излагала Одину
историю мироздания и прорицала грядущее.
ВЕНДИГО – в мифах индейцев Северной Америки – лесные духи-людоеды, пожирающие
заблудившихся путников. Несмотря на крайнюю худобу, вендиго отличаются
ненасытностью. Тела у них полупрозрачные, так как состоят изо льда. Своих жертв
они заманивают свистом, который напоминает шелест ветра. Услышав этот свист,
человек словно сходит с ума, и ноги сами несут его к тому дереву, у которого
притаился вендиго. Первым признаком превращения человека в вендиго является
позыв к рвоте. Если этот позыв не прекращается, несмотря на все усилия шамана,
человека уже не спасти.
ВЕНДИДАД – (зенд.), «Закон против демонов» – первая книга Авесты, читаемая в
ходе зороастрийских ночных богослужений. Начинается с описания сотворения мира
Ахура-Маздой; далее следует поэтическое описание 16 стран, населенных
почитателями этого божества. Вторая, третья и несколько последних глав излагают
мифы о зарождении и истории человечества; остальные посвящены изложению
всевозможных законов, предписываемых Ахура-Маздой.
ВЕНЕЦ БЕЗБРАЧИЯ – порча или кармическое заболевание, органическая неспособность
жить в счастливом браке. От убежденных холостяков больной такой «болезнью»
отличается тем, что мечтает вступить в брак (и даже иногда вступает), но
различные и навязчивые «случайные» совпадения всячески препятствуют задуманному.
Синоним – Врата безбрачия.
ВЕРА – внутренняя убежденность в существовании Бога (или иной формы абсолюта),
основанная на безоговорочном принятии следующих положений:
Бог есть Добро;
Бог руководит верующим;
верующий полностью доверяет Богу.
В религиях, признающих божественную благодать, вера считается внутренней
уверенностью, дарованной самим Господом. В христианской теологии вера – это
признание человеком исторической значимости божественного откровения, явленного
Иисусом Христом. Такое признание внушается самим Богом. Индийские, китайские и
японские представления о вере, как правило, глубоко отличаются от христианского.
Вера (палийск. садха, санскр. шраддха), о которой говорится в буддийском
«Восьмеричном Пути», больше напоминает доверие, с которым больной человек идет
на прием к врачу. Китайцы считают «син» (доверие, искренность) одной из пяти
основных добродетелей. В индусской и буддийской йоге, прежде всего требуется
вера в гуру, или духовного наставника, а затем уже в Бога. Индусские и
буддийские понятия преданности (санскр. бхакти), любви и сострадания (санскр.
каруна) можно сопоставить скорее с христианским понятием любви (греч. agape,
лат. caritas), чем с понятием вера. Однако религиозные формы буддизма махаяны и
вишнуизма отчасти напоминают веру в христианском и иудейском понимании.
ВЕРАНДИ – (нем.), вторая из трех норн в германской мифологии.
ВЕРВОЛЬФ – (нем. werwolf – человек-волк), оборотень; человек, становящийся
волком и по ночам нападающий на людей и скот. В христианских поверьях – слуга
дьявола, который предводительствует стаями волков.
Смотри также Волкодлаки.
ВЕРУЮЩИЙ – в каббале, в посвящениях малых – название третьей ступени духовных
посвящений. Верующий является человеком, в жизни которого был проблеск света на
духовном пути. Это человек, ищущий свой духовный путь, но пока его не нашедший;
ему характерны блуждания, ошибки, разочарования и периодические падения; вера
регулярно исчезает, но потом внезапно появляется снова.
ВЕРХНИЕ ВРАТА – тантрическое название семи отверстий в голове человека (рот,
нос, два глаза, два уха и «воронка» на макушке). Это «врата», в которые может
входить и выходить сознание и жизненная сила.
Смотри также Брахмы щель.
ВЕСТАЛКИ – (лат.), в Древнем Риме – особые жрицы, чьей обязанностью было
сохранение неугасимого огня в храмах богини Весты. Если огонь гас, жриц
бичевали. Весталки также должны были соблюдать обет безбрачия и целомудрия.
Нарушение этих обетов влекло за собой казнь – закапывание в землю живьем.
ВЕСТИГИИ – энергоинформационные следы взаимодействия молекул в биополе
организма. Термин введен А.Г. Гурвичем в 1947 г. Вестигии являются частью
механизма информационно-энергетических конструкций организма.
ВЕТАЛА – (санскр.), элементал, призрак, злой дух, вампир, который посещает места
захоронения (кладбища), поля сражений и оживляет трупы, вселяясь в них. Вместе с
бхутами и праматхами веталы составляют свиту бога Шивы.
ВЕТАЛА СИДДХИ – (санскр.), практика колдовства, способ приобретения власти над
живыми путем Черной магии, заклинаний и церемоний, производимых над телом
умершего человека, во время которых труп оскверняется.
ВЕТРОВАТЬ – (русс.), читать наговоры на ветер.
ВЕТХИЙ ДЕНЬМИ – в космогоническом учении каббалы – изначальное существо, древний
круг света, непостижимое, бесконечное и вечное око. До творения все заключалось
в Нем, и его имя было Ничто. Когда он проявил свои совершенства и ушел в себя,
то проявилась первая эманация, точка света, причина и начало всего
существующего, соединение сил творчества и творческой мысли. Из этой мысли
произошел первородный Сын Божий, Адам Кадмон, по образу которого были созданы
Вселенная и человек.
Синоним – Старец дней.
ВЕЧНОСТЬ – атрибут Бога, признак трансцендентного бытия. Вечность не следует
понимать как бесконечную протяженность времени, но как категорию, качественно
отличную от времени в обыденном понимании. Мистики рассматривают время как
препятствие на пути к познанию Бога и считают, что в момент мистического
переживания человек не ощущает времени.
ВЕШТИЦА – (слав.), женщина, наделенная сверхъестественными способностями,
имеющая много общего с ведьмой и Бабой Ягой. Обычно выглядит как седая
сгорбленная старуха, косматая и уродливая. Глаза у нее косят, ноги волосатые,
брови срослись, нос длинный и крючковатый. Вештицей может стать любая женщина, в
которую вселился злой дух – как правило, в образе черной бабочки с красными
точками на крыльях. Подобно ведьме, вештица наводит на людей порчу, отбирает
молоко у чужих коров, вызывает засуху, град, голод и мор. Вдобавок, вештица –
оборотень и вампир. Её излюбленные лакомства – человеческие сердца. Стоит ей
дотронуться до груди спящего человека своей чудесной палочкой, как грудь
раскрывается; вештица вынимает у спящего сердце и пожирает, а грудь к утру
срастается. Эти люди вскоре погибают как бы от несчастных случаев – в них
попадает молния, они тонут или проваливаются в болото.
ВЕШЬЯ – (санскр.), в индуистском тантризме – женщина, у которой при виде
предметов культа возникает сексуальное желание. Вешьи живут при храмах и
участвуют в сексуальных ритуалах, посвященных Шакти и Шиве. Половой акт с вешьей
считается сильным мистическим средством, способным принести мужчине немедленное
просветление.
ВЕЩИЙ СОН – сновидение о событиях, которые должны произойти в будущем. В
результате вещий сон может быть пророчеством.
ВЕЩИЦА – (русс.), так называют некоторых ведьм. Вещица кладет свое тело под
ступу, а сама сорокой улетает в трубу, поэтому и саму сороку называют вещицей
(как ворону – вещуньей). Вещица выкрадывает ребенка из утробы спящей матери, а
взамен похищенного дитяти кладет в утробу голик, головню или краюшку хлеба.
Беременные женщины, чтобы вещица не подменила ребенка, в отсутствие мужей
ложатся спать, надев на себя что-нибудь из мужниной одежды или подпоясавшись
мужниным поясом. Вещицами иногда называют демонов судьбы, духов, предсказывающих
беды и несчастья.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – в психологии – процесс непосредственного или опосредованного
воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную
обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор,
способствующий образованию структур (например, в процессе взаимодействия членов
вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как
взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития;
структурированность группы проявляется в статусных отношениях).
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БУКВ – метод гематрии, заключающийся в том, что буквы,
передающие звуки, образованные в одной и той же части рта, могут быть
взаимозаменяемы. В «Сефер га-Ецира», древней каббалистической работе, говорится,
что все буквы можно разделить на пять групп в соответствии с тем, в какой части
рта образованы звуки, которые они передают:
гортанные звуки, создаваемые в горле с помощью задней части языка или глотки, а
иногда их обеих вместе;
губные звуки, образованные с помощью губ;
нёбные звуки, образованные при контакте задней трети языка с нёбом;
звуки, образованные прижатием кончика языка к передней части нёба, примыкающей к
зубам;
шипящие, свистящие и вибрантные звуки, когда воздух проходит через зубы, а язык
расслаблен.
ВЗГЛЯД АСТРАЛЬНЫЙ – это т. н. центральный взгляд, то есть фиксация взгляда на
средней части лба того объекта, над которым вы экспериментируете. Такая
фиксация, соединенная с активным сосредоточением на определенном желании в
определенной форме, при полном представлении тех движений, которые пациент
должен проделать, или тех эмоций, которые он должен испытать, или, наконец, при
полном сознании тех мыслей, которые должны прийти к нему в голову, может
побудить последнего к реализации ваших желаний.
Кроме центрального взгляда в лоб, употребляется ещё центральный взгляд в
затылок, а также в промежуток между лопатками (места, на которые направляется
центральный взгляд, не должны быть прикрыты изоляторами – шелком, шерстью, мехом
и тому подобное).
Расстояние, на котором успешно действует центральный взгляд на несенситивного
человека, будет: для лба – до 50 шагов; для спины и затылка – до 4-5 шагов.
ВИБХУТИ – (санскр.).
1. Проявление могущества, состоящего из восьми выдающихся способностей
(например, превращение в сверхмалые и сверхвеликие объемы, утрата веса,
достижение любых сверхудаленных предметов, подавление чувственных желаний),
приписываемых богам индуизма. Чаще всего вибхути связывается с образом Шивы;
считается также, что через преданное поклонение этому богу и верующий может
овладеть этим магическим умением.
2. Пепел, остающийся после ритуального костра.
ВИВАН – (санскр.), разновидность летательного аппарата, который, согласно
древним источникам, подобен энергетическому воздушному шару («летающей
тарелке»). Упоминание о нем можно найти в древне-санскритских работах. По ряду
свидетельств, он был известен жителям Атлантиды, которые использовали его как
средство передвижения. Ссылки на виван встречаются у древних ариев.
Синоним – Виман.
ВИВАХА – (санскр. бракосочетание), смотри Самскары взрослой жизни.
ВИВЕКА – (санскр. различение, распознание), восприятие отличности истинного «Я»,
чистого сознания от того образа самого себя, своей личности, которым обладает
каждый человек.
ВИГТЫ – (нем.), домашние духи. Они умеют трудиться, не покладая рук, пока не
будет выполнена вся работа. Но если вигты хотят пошалить, они способны на что
угодно: стянуть со спящего одеяло, пощекотать холодными пальцами пятки,
разрисовать лица, смешать в сахарнице горчицу с перцем, выпустить из свинарника
свиней и так далее. Впрочем, когда у них серьезное настроение, вигты выполняют
большую часть работы по дому – присматривают за детьми, кормят домашний скот,
подметают мусор, приносят воду. Как и брауни, они отказываются принимать в
подарок новую одежду. У них длинные седые бороды, глубоко посаженные глаза,
толстые животы, тонкие как веточки ноги и грубые, низкие голоса. Носят они
старомодные крестьянские наряды или красные куртки и красные чулки, а при ходьбе
опираются на палки из березы.
ВИГХНА – (санскр.), смотри Упасарга.
ВИДЕНИЕ – 1. То, что представляется воображению в грезах, во сне и тому подобное
2. Сновидение.
3. Любые привидения, будь то фантомы, призраки людей, животных или
неодушевленных предметов, галлюцинации.
ВИДЕХА – (санскр.).
1. Выход из процесса непрерывного обучения (земной период жизни) для возможности
«размышления» о знаниях, которые удалось приобрести.
2. Синоним понятия «дэв»; человек, добившийся освобождения от перевоплощений.
ВИДЕХАМУКТИ – (санскр.).
1. Состояние, пребывая в котором можно добиться освобождения и выйти из тела.
Находясь вне тела, можно передвигаться куда угодно со скоростью мысли, но всегда
следует помнить, что пребывание в теле дает возможность переживать то, что
недоступно за его пределами
Смотри также Астральная проекция, Астральный выход.
2. Избавление от перерождений через нирвикальпа-самадхи, достигнутое в момент
смерти.
ВИДЖНАНАМАЙЯКОША – четвертая коша. Тело, оболочка или сосуд интеллекта – тело
мудрости (Атмана).
Ментальная, познавательно-интуитивная, или актинодическая оболочка. Содержит
высшее мышление, выджняну – понимание, знание, прямое познание, мудрость,
интуицию и творчество. В буддийском значении – сознание, понятое процессуально.
Синоним – Виджнянамайякоша.
ВИДЖНЯНА – (от санскр. виджня – распознавать, различать), идеальный ум;
свободный духовный или Божественный разум; великое всеохватывающее сознание,
особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю
истину, идею, предмет (цель) знания и видит их всех сразу в их сущности, в их
всеобщности и по отдельности или в различных аспектах.
ВИДЖНЯНА-СКАНДХА – непросветленное сознание; оно, как носитель неведения,
постоянно и повсюду участвует в эмоционально окрашенных чувствах.
ВИДЖНЯНАВАДА – (санскр.), философская школа буддизма махаяны. Рассматривает
представление о единственной значимости психического бытия личности и возражает
против абсолютизации концепции шуньяты в мадхъямике. Представители виджнянавады
считают, что нереален внешний, или материальный мир. Виджнянавада развивает идею
исключительной значимости виджняны. Основой школы является концепция
алая-виджняны, своеобразного абсолютного сознания, содержащего «семена» всех
психических и физических дхарм, имеющего природу не универсального, а
индивидуального сознания.
Синоним – Йогачара.
ВИДЖНЯНАМАЙЯКОША – (санскр.), четвертая коша. Тело, оболочка или сосуд
интеллекта – тело мудрости (Атмана). Ментальная, познавательно-интуитивная, или
актинодическая оболочка. Содержит высшее мышление, виджняну – понимание, знание,
прямое познание, мудрость, интуицию и творчество. В буддийском значении –
сознание, понятое процессуально.
Синоним – Виджнанамайякоша.
ВИДЖНЯНАПАДМА – (санскр.), лотос виджняны, центр гностического сознания в
индивидууме.
ВИДИА ДХАРА – (санскр. обладатели знания), класс духов, называемый также
набхас-чара (передвигающиеся в воздухе). Они также олицетворяют сильфов
розенкрейцеров, то есть низших духов, населяющих астральную сферу. Индийская
традиция называет видиа дхара также «кама-рупины», так как они могут принимать
свою форму по желанию. Согласно мифологическим представлениям мужчины видиа
дхара наделяются мудростью, а женщины – красотой, и те, и другие часто вступают
в браки со смертными. Однако эзотерические источники расценивают подобные
«супружеские пары» как проявление медиумических форм контактов, имеющих пагубные
последствия
Смотри также Суккубы, Инкубы.
ВИДИМОСТЬ – понятие, существующее в тибетской разновидности буддизма.
1. Сенсорное впечатление или ментальное происшествие; все, что испытывается
сознательным умом.
Смотри Майя.
2. Одна из трех тонких стадий растворения.
ВИДЬЯ – (санскр. ведение, знание), внерациональное, мистическое и магическое
знание, то есть ведовство: знание, обретаемое методами йоги и/или тантр;
сверхрациональная интуиция, рассеивающая авидью и являющаяся непосредственной
причиной духовного избавления, мокши.
Синоним – Джняна.
ВИДЬЯКАЛА – (санскр. сфера знания), в Шайва-агамах – третий уровень сознания.
Смотри Кала.
ВИДЬЯРАМБХА – (санскр.), смотри Самскары детства.
ВИДЬЯХАРЫ – (санскр.), древние полубоги. Они живут между землей и небом,
сопровождают бога грома и молний Индру во время его походов; иногда их вместе с
якшами и киннарами относят к свите Куберы – бога богатства. Видьяхары –
оборотни, способные по желанию менять облик. Они часто вступают в браки со
смертными.
ВИДЯЩИЙ – ступень посвящения (состояние сознания) человека, следующего учению
древних индейцев. Видящий, или человек знания, является высшей ступенью
мастерства работы с уровнями сознания, он является знатоком восприятия; с
легкостью может передвигать точку сборки по энергетическому телу; обладает
способностью структурно уравниваться с различными энергетическими полями, то
есть становится свободен при путешествиях в различных пространствах бесконечных
миров.
Смотри также Толтек.
ВИЗАРШ – (зенд.), демон на Мосту Разделения (Синвато Парату), хватающий души
грешников после решения суда Праведного Рашну и сбрасывающий их в ад.
ВИЙ – (слав.), царь загробного мира, сын Черного Змея и козы Седуни, отец
Горынь, Пана, Кащея, Черного Идола, приемный отец Велеса, Вриты. Имя значит
«нижний». Вий – насылатель ночных кошмаров, его смертоносный взгляд скрыт под
огромными веками или ресницами. Самостоятельно поднять веки он не мог, их
поднимали его помощники вилами. Человек, посмотревший в глаза Вий, не выдерживал
его взгляда и умирал.
Синоним – Ний.
ВИКА – (браз.), ведьмовство. Одна из религий Нью Эйдж («Новой Эры»), обращенная
к силам природы. Основывается на языческих преданиях и обычаях Западной Европы.
ВИКАЛЬПА – (санскр. воображение), одна из пяти видов идей, мыслей (вритти),
которые существуют в нижнем уме (читта). Викальпа – это форма воображения Нечто,
которое может существовать у нас «в уме» и казаться для нас очень реальным.
Поэтому мы можем говорить о воображаемых предметах как о существующих в разуме.
ВИКАРИЙ – (лат. заместитель), заместитель и помощник христианского
священнослужителя; «викарием Иисуса Христа» католики называют папу. В
православной церковной иерархии звание викарий имеют только помощники архиерея,
возглавляющего епархию.
ВИКАРМА – (санскр.), деятельность, идущая вразрез с предписаниями шастр;
греховная деятельность.
ВИКШЕПА – (санскр.), отбрасывание, усечение.
Смотри также Майя.
ВИЛАСЫ – (санскр.), категория проявления тадекама-рупа – игровая экспансия
Верховного Господа. Игровые формы – виласа-рупы, происходят от того, что
Верховная Личность Бога Сама думает о Себе как об определенном субъекте.
Смотри также Анинтйа-бхедабхеда-таттвы.
ВИЛКТАКИ – у литовцев – волки-оборотни, во многом схожие со славянскими
волкодлаками и западноевропейскими вервольфами. Вилктаками либо рождаются, либо
становятся после того, как колдун наведет порчу. Вилктак внешне выглядит как
волк, но зубы у него человеческие, а на груди белое пятно (след от шейного
платка). Рана, нанесенная вилктаку в волчьем обличье, остается, и когда он
превращается в человека. Вилктаком можно стать, перекувыркнувшись через ивовый
пень. Для людей опасны те оборотни, которые стали вилктаками по своей воле: они
редко отказывают себе в удовольствии полакомиться человечиной.
ВИЛЫ – (слав.), прекрасные девушки, обладающие сверхъестественными
способностями. Вилы ходят в волшебных платьях; тот, кто заберет у вилы такое
платье, подчинит её своей воле. Обитают вилы в горах и могут летать. Если отнять
у вилы крылья, она утратит способность летать и станет обыкновенной женщиной.
Под длинными платьями вилы скрывают лошадиные или козьи копыта. Разгневанная
вила способна убить взглядом, как василиск. Они обладают даром предвидения и
могут на время «запирать» воду в колодцах и озерах. Вил можно увидеть на берегах
озер и рек, на пепелищах или на мусорных кучах. Чаще всего они появляются ночью
и перед рассветом, а также в новолуние и полнолуние – как правило, весной и
летом. Рождаются вилы из травы или утренней росы. Там, где они танцуют,
вырастают круги грибов. Вилы в целом довольно благосклонны к людям, особенно к
мужчинам. Они помогают по хозяйству, врачуют раны, одаривают золотом и серебром.
Дети вил от смертного обладают необыкновенной силой и красотой.
ВИЛЬДЕ МЕННЕР – (нем.), великаны, которые каждую весну впадают в ярость и
насылают бури и ураганы. Они выворачивают с корнем деревья в лесу и гоняются за
лесными духами. Единственное спасение от вильде меннер – вскочить на пенек, на
котором вырезано три креста.
ВИМАН – (санскр.), разновидность летательного аппарата, который, согласно
древним источникам, подобен энергетическому воздушному шару («летающей
тарелке»). Упоминание о нем можно найти в древне-санскритских работах. По ряду
свидетельств, он был известен жителям Атлантиды, которые использовали его как
средство передвижения. Ссылки на виман встречаются у древних ариев.
Синоним – Виван.
ВИНКЛИЛЬ – (от майя вин – клубень, корень и лиль – вибрации), человеческое
существо. Человек как космический вибрирующий корень, или резонатор.
ВИПАРЬЯЯ – (санскр.), мысли, которые приходят в голову и тут же распознаются как
ложная информация, исходящая из подсознания.
Смотри также Вритти.
ВИПАССАНА – (пали), высшая ступень медитации, на которой происходит освобождение
от эгоцентризма и телесных потребностей, познается суть вещей, постигается
наличие двух истин – сансарической и нирванической.
ВИРА – (санскр. мужественный), в тантризме – психологический тип мужчины,
соответствующий второй ступени посвящения. Вира беззаветно устремлен к высшей
цели тантрического пути. Только он может совершать медитацию на труппе (смотри
Шава-садхана) с полной концентрацией; он лишен двойственности, разорвал узы
похоти, ненависти, невежества и обусловленности. Как правило, вира обладает
определенными паранормальными способностями и является идеальным партнером для
сексуальных ритуалов.
Синоним – Вирья.
ВИРА-ДАКИ – (санскр.), в мифологии ваджраяны – существа, одновременно
пребывающие в «мире формы» (мире людей) и «мире бесформенности» (мире богов и
духов). Все вира-даки подразделяются на два типа: мирские, или кармические, и
запредельные, или божественные. Мирские делятся на тех, кто принял тантрический
путь и тех, кто его не принял. Первые достигли либо «этапа подготовки», либо,
как минимум, «этапа накопления». Вторые же лишь развили в себе некоторые
паранормальные способности. Среди мирских вира-даков второго подтипа встречаются
плотоядные дакини, ведуньи, ворожеи, упырицы. Запредельные вира-даки – это
«вдохновляющие гении», достигшие «этапа видения» или перешедшие на следующие
этапы. Таких вира-даков можно избирать своими руководителями на духовном пути.
Синоним – Паво-кхадо (тибет.)
ВИРА-ШИВАИЗМ – (санскр.), одна из шести основных школ шиваизма. Стала
распространенной благодаря Басаване (XII в.). Имеет около 10 млн.
последователей, в основном в индийском штате Карнатака.
Синоним – Лингайята
ВИРАДЖ – (санскр. сияющий), персонификация женского творческого начала. Как
творческий материальный принцип вирадж играет важную роль в философской системе
Упанишад и школы веданты.
ВИРАТ-ПУРУША – (санскр.), космическое тело верховного Бога. Имеет сферическую
форму.
ВИРАХ – дух Вселенной Ману, который несет ответственность за всю Вселенную.
ВИРГИНСКАЯ ЗВЕЗДА – смотри Звезда шестнадцатилучевая.
ВИРД – (нем.), закон причины и следствия в космических масштабах.
Синоним – Вейрд.
Смотри также Орлёг.
ВИРИЙ – (слав.), древнее название рая и райского мирового дерева, у вершины
которого обитали птицы и души умерших.
Смотри Ирий-сад.
Синонимы: Вырий, Ирий, Урай.
ВИРТУАЛ – (от лат. virtus – доблесть, необычное качество), в психологии –
измененное состояние сознания, отличающееся от обыденного и характеризующееся
восемью признаками: непривыкаемостью, спонтанностью, фрагментарностью,
объективностью, измененностью статуса реальности, измененностью статуса
личности, измененностью статуса сознания, измененностью статуса воли. Виртуал –
виртуальное событие – бывает двух видов: гратуал и ингратуал. Виртуал обладает
специфическими свойствами: порожденностью, актуальностью и интерактивностью.
ВИРУС БИОИНФОРМАЦИОННЫЙ – биополевое образование, внедренное посторонним
человеком, но прямо не приносящее ущерб носителю, как, например, сглаз или
порча. Вирус биоинформационный индуцирует у окружения (чаще всего у близких)
безотчетное чувство негативизма и деструктивного поведения по отношению к его
носителю. Наиболее часто в быту т. о. возбуждаются беспочвенные приступы
ревности между супругами.
ВИРЬЯ – (санскр. мужественность), одно из шести парамит, используемых на пути
бодхисаттвы.
Синоним – Вира
Смотри также Бодхьянга.
ВИСПЕРЕД – «Богослужение всех глав» – одна из книг Авесты, читаемая обычно во
время празднования гахамбаров и в Ноу-руз. Состоит из литургических молитв и
гимнов божествам, написанных на авестийском языке; до сравнительно недавнего
времени смысл её текстов не был понятен даже зороастрийским жрецам.
ВИТАЛА – (санскр.), область гнева и ненависти. Вторая чакра ниже муладхары,
связанная со вторым астральным нижним миром, известным как Авичи (безрадостный).
ВИТАЛИЗМ – (от лат. vita – жизнь), учение о качественном отличии живой природы
от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам
неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в
неживых.
ВИТАЛЬНОСТЬ – количественный показатель систем, выраженный как отношение их
условной информативности к условной энергетичности. В пределе витальность
математически стремится к бесконечности, что отвечает гипотетической
информационно-полевой форме жизни, её тонкоматериальному или астральному плану.
В полевой форме жизни высочайшее информационно-структурное разнообразие
достигается почти при нулевой энергетичности системы. Это характерно для
сознания как элемента Вселенной. Термин введен В.Н. Волченко.
ВИТКИ – (герм, мудрые), северные маги германских народов. Часто пользовались в
своей деятельности рунами. Их главной задачей было не пытаться найти магические
силы во внешнем мире, а стремиться непосредственно повлиять на ход событий за
счет внутренних сил. Вызывать ангелов и демонов, обращаться за помощью к
посторонним высшим силам – для магов Северного пути занятие совершенно не
характерное. Они практиковали два основных вида магии: гальдор и сейт.
ВИХАРА – (санскр.), место уединения буддийских жрецов или аскетов. Вихары бывают
разных видов: пещеры, скальные храмы и так далее. Современные вихары встречаются
при монастырях, буддийских храмах, в то время как в древности они находились в
самых труднодоступных местах джунглей, на горных вершинах и так далее.
ВИХОРЬ – (слав), свирепый бог бурь и непогод. С его бороды лили проливные дожди,
из уст исходили туманы. Стоило Вихорю тряхнуть волосами, как на землю валил
крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил
хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и
ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни
столетние деревья, ни горные кряжи, – не могло устоять перед его
стремительностью и натиском.
Синонимы: Посвист, Похвист, Позвизд.
ВИХРОВОЙ – (русс.), дух, находящийся в вихре. Эти духи вредят человеку,
причиняют болезни, нервные расстройства.
Сильный разрушительный вихрь, который проносится весной, срывая крыши с домов и
амбаров, называется крышенником. В нем во главе с вихровым переносится с места
на место нечистая сила.
Смотри также Позвизд.
ВИХРЬ – символ, характеризуемый спиральным или винтовым движением, выражает
динамику трехмерного креста, то есть самого пространства; символизирует
вселенскую эволюцию.
Смотри также Спираль.
ВИХРЬ-ЧЕРТ – (русс.), нечистая сила, которая, увидев, что поднимается гроза,
бежит от нее подальше, чтобы не поразила стрела Ильи-Пророка. Желающий увидать
вихрь-черта, как учат старики, должен, снявши крест и наклонившись, посмотреть
между ног. Вихрь покажется в образе огромнейшего человека, машущего руками и
бегущего сломя голову.
ВИЧАРА – (санскр. размышление), чрезвычайно сосредоточенное и продолжительное
раздумье. В веданте предписывается как одна из методик (садхана) саморазвития.
ВИШВАГРАСА – (санскр.), полное поглощение Вселенной. Конечное погружение души в
Шиву как итог её духовной эволюции. Представляет собой высшее единение тела
индивидуальной души с телом Шивы Парамешвары, в Шивалоке, где душа и была
изначально порождена. При этом четыре внешние оболочки души – аннамайякоша,
пранамайякоша, маномайякоша и виджнянамайякоша – прекращают существовать, а
анандамайякоша, тело самой души, погружается в изначальную душу, то есть Шиву.
ВИШНУ – (от санскр. виш – всепроникать), вторая ипостась индуистской Высшей
Божественной Тримурти (троицы), состоящей из Брахмы, Вишну и Шивы. В Ригведе
Вишну не является высоким богом, он просто проявление солнечной энергии и описан
как «пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной и укутывающий все пылью
(своих лучей)». В Пуранах развертывается концепция Тримурти, согласно которой
онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции создателя, хранителя и
разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит
Вишну-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его абсолютом, источником,
основой и сутью бытия.
В предхристианском пантеоне славян был известен Бог с аналогичным именем –
Вышень.
ВИШНУИЗМ – (санскр.), одна из четырех основных деноминаций индуизма, к которой
при надлежит около половины из миллиарда индуистов. Вишнуиты почитают Господа
Вишну как личностного Бога. Учение об аватарах, особенно важное для вишнуизма,
утверждает, что Бог периодически рождается как человек для восстановления в мире
дхармы. Разные писания насчитывают 10, 22, 34 или больше аватар Вишну. Особо
чтимыми аватарами являются Рама и Кришна. Последней аватарой будет Калки,
воззвестник золотого века на земле. Вишнуизм ставит личностный аспект Бога выше
безличностного и считает бхакти (преданность Богу) истинным путем к спасению.
Цель вишнуита – достижение мукти, определяемого как блаженная вечная близость
души к Богу в Вайкунтхе, раю.
Синоним – Вайшнавизм.
ВИШУДХА – (санскр. очищать, чистый, безупречный), шестнадцатилепестковая чакра,
лотос зеленовато-синего цвета с чередующимися лепестками меньшей и большей
насыщенности цветовой гаммы, название горлового центра; расположена в середине
шеи, её падма локализуется между VI и VII шейными позвонками; пятая чакра из
семи. Физическим органом, соответствующим вишудхе, является щитовидная железа.
Раскрытие вишудха чакры сопровождается развитием сил очищения и левитации,
устанавливается контроль над возрастом и причинно-следственной цепью,
способностью проникать в прошлое и будущее. Вишудхе соответствует первоэлемент
акаша (эфир) и планета Меркурий.
Теги: эзотерика,
эзотерический словарь, эзотерический справочник, словарь эзотерических терминов,
словарь практика-эзотерика, справочник оккультиста,
оккультный словарь, словарь оккультных терминов,
магический словарь, справочник мага, эзотерическая энциклопедия, что
такое ...?
Смотри также:
Нет похожих страниц.
Комментарии: Рейтинг: