Электронная библиотека эзотерики "Пазлы"

Эзотерика в Сети
Электронная библиотека эзотерики - Пазлы -

Эзотерика. Психология. Философия. Религия. Йога. Мистика. Магия. Астрология. Нумерология. Хиромантия. Саморазвитие





Автор:
Разместил: Doddy   Дата: 2010-06-17 20:36
Большой словарь эзотерических терминов

[ Одним файлом ]   [ А | Б | В ] Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я  ]

Большой словарь эзотерических терминов

За основу взят словарь Александра Михайловича Степанова. В авторском варианте все термины можно посмотреть на сайте составителя.  

[ Да-До | Дп-Дя ]

ДРАКОН – мифологическое животное и универсальная символическая фигура, которую можно обнаружить в большинстве культур мира. Западные представления о драконе исходят от шумерской концепции животного как «врага», который позднее превратился в дьявола. В восточной традиции дракон является символом взаимодействия неба и земли и служит аллегорией человека, его духовной ипостаси. Иерофанты Египта и Вавилона именовали себя «сынами Змия-Бога» и «сынами Дракона». В этом случае Змий и Дракон выступали символами мудрости, бессмертия и возрождения.

ДРАШТА – (санскр. смотрящий, глядящий, наблюдающий), человек, который должен прийти к пониманию подлинной своей природы (сварупа), преодолеть свое заблуждение, заключающееся в том, что он считает себя чем-то иным. Драшта есть чистое сознание, ничего, кроме сознания, то подлинное существо, которым каждый из нас является.
Синоним – Драштри.
Смотри также Пуруша.

ДРАШТРИ – (санскр.), человек, который должен прийти к пониманию подлинной своей природы (сварупа), преодолеть свое заблуждение, заключающееся в том, что он считает себя чем-то иным. Драштри есть чистое сознание, ничего, кроме сознания, то подлинное существо, которым каждый из нас является.
Синоним – Драшта.
Смотри также Пуруша.

ДРЕВНИЙ ОБЩЕПРИНЯТЫЙ ШОТЛАНДСКИЙ ОБРЯД – название наиболее распространенной в современном мире формы масонской иерархии, учения и ритуала. Иерархия Шотландского обряда состоит из тридцати так называемых «дополнительных» степеней (или «градусов»), которые вместе с тремя «голубыми» степенями образуют пирамиду из тридцати трех степеней. Не все степени этой пирамиды приняты повсеместно; к примеру, в Италии все посвящение сводится к степеням Тайного Мастера, Рыцаря-избранника Девяти, Князя Розенкрейцера, Рыцаря Кадош и трем «административным степеням». Таким образом, когда, например, Рыцарь-избранник Девяти посвящается в степень Князя Розенкрейцера, он автоматически становится обладателем всех промежуточных степеней.
Полный перечень степеней выглядит следующим образом:
1. Ученик;
2. Подмастерье;
3 Мастер-Каменщик (Красное Масонство);
4. Тайный Мастер;
5. Совершенный Мастер;
6. Личный Секретарь;
7. Судья;
8. Хранитель;
9. Рыцарь-Избранник Девяти;
10. Рыцарь-Избранник Пятнадцати;
11. Прекрасный Рыцарь-Избранник;
12. Великий Мастер-Архитектор;
13. Королевская Арка;
14. Великий Избранник;
15. Рыцарь Востока или Меча;
16. Князь Иерусалимский;
17. Рыцарь Востока и Запада;
18. Князь Розенкрейцер (Черное Масонство);
19. Великий Понтифик Небесного Иерусалима;
20. Достопочтенный Великий Мастер (Великий Магистр);
21. Ноахит, или Прусский Рыцарь;
22. Рыцарь Королевского Топора, или Князь Ливана;
23. Хранитель Скинии;
24. Князь Скинии;
25. Рыцарь Медного Змея;
26. Князь Милосердия;
27. Великий Комендант Храма;
28. Рыцарь Солнца;
29. Великий Рыцарь Св. Андрея;
30. Рыцарь Кадош (Белое Масонство);
31. Великий Командор;
32. Прекрасный Рыцарь Королевского Секрета;
33. Верховный Инспектор.

ДРЕВО ЖИЗНИ – 1. Дерево, росшее, по преданию, в центральной части рая. Питаясь плодами Древа жизни, человек мог избежать болезней, обеспечив тем самым себе бессмертное существование. После грехопадения, когда человек вкусил плод от Древа познания, он был лишен возможности «вкушать» от Древа жизни и был изгнан из рая.
2. Символисты понятие Дерево жизни сравнивают с жизнью целиком в Боге, в соединении с его духовным субстратом.
3. Смотри Каббала, Сефироты.

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ – один из вариантов «древа мирового», моделирующий процесс различения сущностей с целью достижения состояния целостности, совершенства. В мифологических концепциях этот процесс различения применяется при описании основных параметров космологической организации и состава элементов Космоса, в отборе необходимого от случайного, подготавливающем переход на следующие, более высокие уровни постижения мира, где указанная процедура различения, нахождения нужного будет циклически повторяться. Само это различение (связанное с обособлением), нахождение истины в мифопоэтической образности и в языке приравнивается к рождению («нахождение истины» во многих языковых традициях синонимично «рождению сущего»), что помогает восстановить параллелизм Древа жизни и Древа познания.
Смотри также Гранат.

ДРЕГПА – (тибет.), общее название божеств, чья природа двойственна, то есть они и доброжелательны и враждебны людям. Дрегпа бывают чужие (в основном из индийского пантеона, от Индры до Гаруды), домашние (духи предков, покровители ремесел), секретные (карающие за различные провинности), высокие (планетарные боги), магические (близкие к гениям-хранителям) и дрегпа видимого мира. К дрегпам относятся также низшие божества и демоны.

ДРЕМА – (русс.), вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или в обличии маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках дрема бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порой навевает кошмары.

ДРИАДЫ – (лат. dryadis от греч. dryas, drys – дерево, дуб), в греко-римской мифологии – лесные нимфы, покровительницы деревьев. Дриады, рождавшиеся вместе с деревьями, жившие в их листве и умиравшие вместе с ними, назывались гамадриадами. Считалось, что люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством дриад.

ДРИЛБУ – (тибет.), бронзовый ритуальный колокольчик с рукоятью в форме ваджры, используемый во многих индусских и буддийских ритуалах; один из священных символов женского начала.
Синонимы: Гханта, Дрильбу.

ДРУГ – (зенд. ложь), в учении зороастризма – мировое зло, включающее в себя ложь, беспорядок, хаос, тьму и тому подобное; принцип, противоположный истине (аша).

ДРУДЖ – (ассир. ложь), абстрактная сущность, отрицательная сила мироздания, противопоставляемая понятию «истина» в космологическом, социальном и личностном плане; у некоторых племен, возможно, антипод клятвы-договора. В Авесте слово друдж употребляется нарицательно для обозначения дэвовских существ женского пола. Друджа сотворил Ангро-Майнью на погибель «праведности миров».

ДРУИДИЗМ – религия древних кельтов, заключающаяся в почитании природы и требовавшая жертвоприношений (иногда человеческих) в лесах. Жрецы этой религии – друиды

ДРУИДОВ ЭПОХИ – три периода кельтской истории:
первая эпоха: от «Битвы деревьев» в 400 г. до н.э. до разрушения Англси в 61 г. н.э.;
вторая эпоха: от 61 г. н.э., включая римскую оккупацию и смерть короля Артура в 516 г. н.э., до разрушения Авалона в 563 г. н.э.;
третья эпоха: от 563 г. н.э., включая «Рыцарское средневековье», до настоящего времени.

ДРУИДЫ – (франц. druides от санскр. дру – лес), жрецы у древних кельтов Галлии, Британии и Ирландии, которые выполняли также судебные функции. Друиды также были врачами, лечившими магнетизмом и амулетами. Универсальным средством были змеиные яйца и омела, поскольку они привлекают астральный свет. Известно, что друиды никогда не доверяли свои священные стихи и писания бумаге, а подобно древним браминам запоминали их, для чего требовалось до 20 лет жизни. Друиды имели три главные религиозные заповеди: повиновение божественным законам; забота о благоденствии человечества; претерпение со стойкостью всех бедствий жизни. Обучение друидов происходило в университетах и имело три класса: овидд – вейт, начальная категория студентов, носящих зеленые мантии, изучающих медицину, право, поэзию и музыку; барды – брейды, носили голубую одежду, обучались изящным искусствам, истории, магическим песнопениям и музыцированию; друиды – дервиды, одевались в белое. Друиды были пророками, правителями и судьями – носителями закона; давали обет безбрачия. Географический мир кельтов был разделен на три части: галльские друиды, британские друиды, ирландские друиды. Каждая из этих групп имела свою административную структуру и Верховных друидов, которые, будучи независимыми, собирались раз в три года в Британии.

ДРУККАРГ – шрастр Российской метакультуры. Термин Д. Андреева.

ДРЭГАЙКА – в фольклоре романских народов – духи плодородия, прекрасные девушки, танцующие на полях и придающие злакам спелость, а травам целебную силу. Дрэгайки защищают посевы от града и саранчи, но и сами способны отобрать аромат у цветов или сжечь посевы. Их день – 24 июня; после этого дня травы перестают расти. Тому, кто в их день нарушит какой-либо запрет, грозит глухота, немота или безумие.

ДУ КХА – (санскр.), смотри Арьясатьяни.

ДУАЛИЗМ – мистическая концепция о противостоянии двух верховных сил, верховных богов или богов и демонов, которое определяет ход мировой истории. Дуализм в самом широком понимании присутствует в каждой религии, которая противопоставляет священное и мирское. Индусские философы исследовали диалектику взаимоотношений между предельной реальностью и иллюзорным миром явлений. Древнегреческие философы от Парменида до Платона либо отвергали, либо отстаивали дуалистический взгляд на мир. В даосизме двумя противоположными началами считаются инь и ян. Во многих космогониях мира представлена ещё одна форма религиозного дуализма: проникновение зла в изначально совершенную Вселенную.
Крайняя, или абсолютная, форма религиозного дуализма встречается в Древней Персии. Иранский реформатор религии Зороастр провозгласил, что Ахура Мазда, или Мудрый Господь (более позднее имя – Ормузд) находится в непримиримой вражде с Ангро-Майнью, Злым Духом (или Ариманом).
Под влиянием иранской эсхатологии некоторые дуалистические элементы проникли в иудейскую апокалиптическую литературу. Тем не менее, они остались строго подчиненными главенствующему монотеизму. Новый Завет использует некоторые дуалистические формулы, но вкладывает в них совершенно иной смысл. Христианство признает полную противоположность добра и зла, но отвергает метафизический дуализм. В настоящее время дуалистические взгляды проповедуют лишь некоторые христианские секты (например, «Свидетели Иеговы»); идеология ортодоксальных и протестантских церквей преодолела средневековый дуализм и уже не акцентирует внимание верующих на борьбе с происками Сатаны.

ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – переживание, имеющее структуру: «воспринимающий (субъект)» и «объект восприятия».

ДУБ – дерево, посвященное Юпитеру, символизирует силу и долголетие. Из дуба, согласно легенде, была сделана палица Геракла. То, что дуб посвящен Юпитеру, объясняется, возможно, древним поверьем, согласно которому дуб сильнее, чем какое-либо другое дерево, притягивает молнию. Это символическое и аллегорическое значение дуба встречается в культурах России, Германии, Древней Греции и Скандинавии.

ДУБТХАБ – (тибет. метод успеха), в тибетской мистической практике – визуализация идамов; применяется для получения от них мистического посвящения (смотри Ванг). Дубтхаб совершается в уединении перед изображением идама. Лама, совершающий дубтхаб, читает традиционный текст, содержащий перечисление имен идама, периодически вставляя в него призыв «Даруй мне, умоляю Тебя, исполнение моего желания» и формулировку самого желания. Затем следует медитация, в ходе которой идам является в зримом облике, причем часто его могут увидеть даже совершенно посторонние люди. Известны случаи, когда вызванный таким образом идам преследовал и даже убивал непосвященных, дерзнувших приблизиться к месту уединения ламы.

ДУБЫНЯ – (слав.), лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет Пекло.

ДУГ-ПА – (тибет. красные шапки), секта в Тибете. До прихода в XIV в. Цонг-к'а-па, буддизм представлял единое учение дуг-па. Однако после всеобщей реформы и очищения буддизма (ламаизма), а также после суровых законов, предписанных гэ-лук-па (желтым шапкам), движение дуг-па склонилось к негативному оккультизму и безнравственности. С тех пор слово дуг-па стало синонимом словам колдун, адепт Черной магии и др. В настоящее время в Восточном Тибете сохранилось незначительное число последователей дуг-па, основные места скопления которых – пограничные районы Бутан, Сикким.

ДУГА – 1. Фрагмент окружности, символизирующий жизненную силу, потенциальный дух. Поскольку дуга не образует что-то целое, она никогда не символизирует «полную» жизнь духа, но скорее представляет ту незавершенность женской энергии, которая ищет своего дополнения в мужской. Дуга – знак, обозначающий природу Луны. Очень часто дуга является магическим символом вместилища духа.
Смотри также Магические символы, Алфавит.
2. У казахов – колдовать, производить заговор. Соответственно «ол дуга» – околдовывать, наводить порчу.

ДУГГУР – один из слоев демонических стихиалей, имеющий для человечества особое значение. Существа, проходящие воплощения в дуггуре, восполняют убыль своих жизненных сил эйфросом – излучениями похоти человечества. Термин Д. Андреева.

ДУГПА-КАГЬЮ – (от тибет. дуг – гром), школа, или секта, ваджраяны, наиболее распространенная в Бутане. Основана ламой Чегдже Цангпа Гьярэпа, учеником Дагпо Лхадже. Одно из двух ответвлений школы кагьюд-па, принадлежащей к секте «красных шапок». Однако школа дугпа не имеет никакого отношения ни к Черной магии, ни к алхимии, ни к сексуальным оргиям. Её учение почти идентично с учением школы карма-кагью.

ДУДЬЕД – (тибет.), смотри Самскара.

ДУЖАХВА – (зенд.), смотри Дом Хвалы.

ДУМА – (евр.), ангел безмолвия (смерти) в каббале.

ДУМО – (санскр.), то же, что Тумо (тибет.).
1. Метод генерации внутреннего тепла, используемый для обогрева тела на холоде. Метод извлечения праны из неисчерпаемого «пранического» резервуара в природе, накопления её в аккумуляторе человеческого тела и затем использования для превращения производящего флюида (семенной жидкости) в тонкую огненную энергию, посредством которой вырабатывается внутреннее психофизическое тепло и которая должна циркулировать по энергетическим каналам. Думо заключается в визуализации огня, которое охватывает все тело и разогревает его. Последовательность действий такова: адепт должен «выстроить» на своем пупке форму золотого лотоса и затем, с помощью биджа-мантры, заклясть первоэлемент огонь. Огонь генерируется на темени головы и проникает, перемещаясь сверху вниз, в пупочный центр. Перед мысленным взором адепта сушумна разрастается до размеров его физического тела. Она в буквальном смысле становится вместилищем огня. Тонкие подробности техники не зафиксированы в литературе и передаются исключительно в виде секретных устных руководств при получении ванга.
2. Разновидность психотронной энергии, жизненная сила, синоним жара, тепла, огня. Энергия, движущаяся по энергетическим каналам тела, эквивалентам каналов, известных из йоги, которые связывают чакры между собой и с другими органами.
Синонимы: Туммо, Чанда.

ДУНЬ У – (кит. внезапное просветление), важное положение буддийской школы чань (дзэн), было развито шестым патриархом школы, Хуэйнэном. Цель – направить сознание на постижение истинной реальности. Преодоление иллюзий требует многих длительных усилий, и все это время наше видение мира искажено. Когда же мы достигаем правильного взгляда, мы внезапно постигаем реальность во всей её целостности и полноте.

ДУРГА – (санскр. недосягаемое).
1. Женская сила бога. Известна как Кали, супруга Шивы, Махешвары или «великого Бога». Обычно изображается десятирукой и восседающей на льве. Ей, победительнице демонов, поклоняются во время ежегодного праздника, называемого дурга пуджа.
2. Богиня силы кундалини, которая, будучи пробужденной, дарует покой и блаженство. Форма Шакти в её одновременно милостливом и ужасающем аспекте.

ДУРДАЛГА – (бурят.), обрядовое призывание небожителей и духов, состоящее из обращения к ним, упоминания их собственного имени и эпитетов, поэтизированного прославления их подвигов и, наконец, просьбы содействовать молящемуся человеку в чем-либо, например в избавлении от болезни.

ДУРНОЙ ГЛАЗ – присущая некоторым лицам сила, позволяющая им оказывать дурное влияние, причинять беды, вызывать болезни и даже смерть. Таких людей называли «отмеченными» дьяволом. Существует несколько причин обладания дурным глазом:
наследственность; если кто-то из родных новорожденного обладал дурным глазом, это часто передавалось по наследству;
сильное проклятие, которое остается на человеке;
если мать, отлучив своего ребенка от груди, затем пожалеет его и опять даст грудь, то её дитя будет иметь дурной глаз.
Известны случаи, когда один глаз у человека «дурной», а другой обычный и никакого вреда никому принести не может.
Смотри также Сглаз, Порча.

ДУСА – (араб, попирание), мистическая церемония, практиковавшаяся в средние века в суфийском братстве Саадийя. Она заключалась в том, что глава братства проезжал верхом на лошади по распростертым по земле телам дервишей и других людей, которые бросались в состоянии экстаза под копыта.
Синоним - Дауса.

ДУХ – эзотерическое понятие, означающее невещественное начало, имеющее многообразные значения: дух как жизненная сила, поддерживающая жизнь животных и людей; дух как сущность, живущая в тонком теле и могущая влиять на людей, события и явления природы; Дух Святый; Дух Божий. Духи могут быть добрыми и злыми. Кроме того, духи обычно делятся на природных и домашних, встречаются также духи-хранители и покровители. Духов, как существ, следует отличать от духов-призраков, которые являются душами умерших.

ДУХ СВЯТЫЙ – есть третье лицо или третья ипостась Святой, Единосущной, Животворящей и Неразделимой Троицы. Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца, пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. За исключением личных свойств Бога Отца и Бога Сына, Дух Святый имеет все божественные свойства и действия, такие как всеведение, вездесущность, вечность, всемогущество, творение, промышление о мире, совершение чудес. Дух Святый оживотворяет первобытный хаос, пробуждает к жизни первого человека, поддерживает бытие и продолжение мира, руководит судьбой отдельного человека.
Синоним – Дух Божий.

ДУХ-ГИД – существо, не имеющее материального воплощения, вступающее в телепатический контакте человеком и передающее ему некоторую информацию (смотри Контактерство). Дух-гид обычно предстает как весьма продвинутое и развитое существо, стоящее на высшем уровне сознания, имеющее интеллект, превосходящий человеческий, и необычайную моральную целостность.
Смотри также Медиумизм психический.

ДУХИ ПРИРОДЫ – жизненная сила, которая поддерживает существование растений и животных, а также явлений природы.
Синоним – Элементали.

ДУХКХА – (санскр.), страдание; согласно раджа йоге возникает в результате объединения сознания с тем, что оно рассматривает. Избавление от страдания заключается не в разрыве такой связи, а путем достижения внутреннего знания, укрепления и направленности, то есть практикой восьми аспектов йоги (анга). Большая часть страданий приходит согласно закону кармы, поэтому вред, возвращающийся к нам из-за неверных поступков в прошлом, может быть прекращен добрыми делами в настоящем.

ДУХОВНАЯ ФОТОГРАФИЯ – фотография, на которой самопроизвольно появилась не видимая при фотографировании структура: человеческое лицо (знакомое или незнакомое) или другой фрагмент призрака.

ДУХОВНОЕ ТЕЛО – тонкое тело (одно из четырех), пронизывающее наше физическое тело и относящееся к миру астральному; это тело не воспринимается зрением в обычных условиях, но может проявляться как видимое при особых условиях; некоторая мыслящая субстанция, способная отделяться от физического тела. Под действием воли духовное тело способно сокращаться и расширяться. Вес духовного тела может достигать 69,5 г. Считается, что низшие аспекты духовного тела являются самыми грубыми из всех начал человека, так как они являются центром низких животных эмоций, в то время как физическое тело лишь своего рода «неответственный» проводник указанных грубых чувств человека. Одновременно духовное тело выполняет функцию передаточного звена между высшим началом человека и его физическим мозгом (телом).
Духовное тело духовно неразвитого человека характеризуется меньшими аурическими размерами, обладает недостаточной световой насыщенностью, центры высшего сознания (чакры) практически не видны. По мере духовного продвижения духовное тело очищается, чакры сначала становятся видными, а затем переходят во вращение. Во время сна духовное тело может перемещаться в астральном мире, воспринимая впечатления данного плана и запечатлевая их как пророческие сны или видения. Как правило, различают семь состояний астральной материи и соответственно семь адекватных ей астральных тел. Если для физического тела его основой является кость, то для духовного тела эту роль будут выполнять нервы (для ментального – свет или огонь). Очищение астрального тела от страстей, свойственных животной природе человека, дает возможность для развития высшего астрального спектра вибраций, ведущих к высшим эмоциям, выражающимся в различных аспектах творчества, любви, искусства в их наиболее высоких формах.
По индуистским воззрениям духовное тело, или сушукма-шарира, есть нефизическое тело, в котором душа функционирует в астральном плане, внутреннем мире, называемом Антарлока. Духовное тело включает в себя праническую оболочку (пранамайякошу), инстинктивно-интеллектуальную оболочку (маномайякошу) и познающую оболочку (виджнянамаиякошу).
Синонимы: Астральное тело, Астроэйде, Биоплазменный двойник, Энергетический двойник, Гиперфизическое тело, Флюидный дубликат, Флюидное тело, Линга-шарира, Сукшма-шарира.

ДУХОВНОСТЬ – 1. Устремление человека к высшей реальности, связь с нею через реализацию божественной внутренней природы человека, его высшего «Я» и реализация этих высших принципов в повседневной жизни.
2. Состояние души человека, характеризуемое усвоением лучших достижений культуры и устремлением к высшим идеальным ценностям жизни.
Высшее проявление духовности – бескорыстное служение Богу, деятельность в постоянном осознании Божественного. Это самореализация человеческого «Я», итог восстановления естественных, изначальных отношений человека с Господом, его сотворившим. Религиозность, аскетизм, филантропия, альтруизм способствуют развитию духовности и являются её естественным следствием. Духовность не определяется уровнем развития интеллекта. Человек с развитой духовностью практически не поддается манипулированию своим сознанием со стороны аппарата власти и выстраивает линию своих поступков исключительно в соответствии со своими убеждениями и идеалами.

ДУХОВНЫЕ ПУТИ – существуют три разновидности духовного подвижничества: экстаз, энтаз и контаз.
Экстаз – духовный путь слияния души с высшей божественной реальностью, что характерно для христианской и мусульманской традиции.
Энтаз – духовный путь интроспективного самосозерцания, развитый в индийской традиции.
Контаз – духовный путь, определяемый как «стояние наравне с природой, созерцание всего под образом вечности»; традиция, развиваемая в даосизме и описанная у мексиканских индейцев К. Кастанедой.
Данная классификация предложена американским ученым Д. Холлом в 1978 г.

ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – практические приемы, способствующие достижению мистических состояний (озарений, просветления, непосредственного общения и единения с божеством). В современной литературе часто фигурируют под синонимичными названиями: мистические упражнения, психофизические упражнения, психотехники. Термин духовные упражнения был введен св. Игнатием Лойолой (1491-1556), предложившим комплекс из трех практических приемов, с помощью которых верующий достигает полного слияния с мистической сущностью Иисуса Христа. Наиболее распространенные разновидности духовных упражнений описаны в статьях аскеза и медитация; среди прочих стоит упомянуть следующие:
комплексы дыхательных упражнений (пранаяма, цигун и др.), основанные на изменении естественного ритма дыхания;
длительное пребывание в определенных позах, регулирующих циркуляцию жизненной энергии (асаны);
монотонное и автоматическое повторение краткой молитвы (джа-па, «Иисусова молитва» исихастов, мусульманский зикр);
длительное хоровое пение или ритмические выкрики, сопровождающиеся стереотипными движениями («радения» хлыстов, коллективные моления шейкеров, пятидесятников и вудуистов);
ритуальные танцы, состоящие из особых символических движений (тайцзицюань, индийские храмовые танцы, танцы дервишей);
хаотические движения и возгласы, возникающие безучастия сознания (техника, предложенная Шри Раджнишем);
ритуальный половой акт (май-тхуна).
В качестве вспомогательных средств при выполнении духовных упражнений иногда используются психоделические препараты, гипноз и самогипноз, а также непосредственная передача энергии от учителя к ученику.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС – критические состояния сознания и связанные с ними переживания стадий глубокой психологической трансформации, которая вовлекает в себя все существо индивида. В психологии виртуальных состояний духовный кризис определяется как гратуал и ингратуал. Каждый случай духовного кризиса представляет собой уникальный набор и комбинацию элементов бессознательного, одни из которых имеют биографический характер, другие – перинатальный, третьи – трансперсональный. Различные проявления типов духовного кризиса часто размыты в своих границах, но, тем не менее, выделяют следующие формы:
пиковые переживания (эпизоды всеобъединяюшего сознания);
пробуждение кундалини;
околосмертный опыт;
проявление «воспоминаний о прошлых жизнях»;
психологическое обновление через возвращение к центру;
шаманский кризис;
пробуждение экстрасенсорного восприятия (парапсихологическое раскрытие);
общение с духами-гидами и контактерство;
переживание встречи с НЛО;
состояние одержимости.
Термин предложен С. Гроф и К. Гроф.

ДУША – сила, оживляющая прах (тело), имеющая своим источником Бога. Часто душа называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа имеется у человека и животных. Однако есть существенные различия в онтологии души. Так, души животных были созданы одновременно с созданием их тел; у человека душа сотворена была Богом как нечто отдельное, самостоятельное и отличное от материального мира. При этом душа человека получила особые качества, которые делают её родственной Богу в отличие от животных. Благодаря этому человек создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и её бессмертии, в способности к разуму, свободе воли и дару слова.
По Папюсу, в оккультизме душа состоит из трех отделов: то, что чувствует, – чувствительность; то, что мыслит, – ум; то, что хочет, – воля.
В индуизме и буддизме: – это высшее «Я», истинное «Я», тот дух, который использует физическое тело для обучения на Земле.
Последователи культа вуду считают, что душа состоит из двух компонентов, которые носят названия «маленький добрый ангел» и «большой добрый ангел». «Большой добрый ангел» является энергетическим, он после смерти человека возвращается в бесконечный энергетический резервуар, который питает все живое. А «маленький добрый ангел» – индивидуальная часть души. Он способен легко отделяться от тела и возвращаться назад, например, во время сна или во время временной одержимости. Именно над ним совершаются колдунами различные магические операции, в частности то же оживление. Этот «маленький добрый ангел» может пережить 16 воплощений, после чего вливается в джо – космическое дыхание, охватывающее всю Вселенную.
Для доказательства существования души исследователи проводили взвешивание тела человека до и после смерти. Получилось, что вес тела после смерти уменьшается на 2,5-6,5 г. Кроме того, исследователи-медики с помощью приборов инфракрасного видения установили, что от тела человека в момент смерти отделяется некий «энергетический» объект в форме эллипсоида.
Смотри также Психостазия.

ДУЭНДЕ – в испанском и португальском фольклоре – сверхъестественные существа, которых, подобно фоллетам, невозможно прогнать ни молитвами, ни святой водой. Единственный способ избавиться от них – переехать в новый дом, прихватив с собой только необходимые вещи. Дуэнде появляются ночью и исчезают задолго до того, как взойдет Солнце. Ночью они проказничают, пугают и не дают заснуть: дуют в лица спящим, щекочут холодными пальцами, срывают одеяла. Дуэнде, подобно полтергейсту, переставляют мебель, швыряют на крышу камни и комья земли, выкидывают из окон тарелки, бряцают цепями, поют, а также седлают людей и катаются на них по комнатам. Впрочем, многие дуэнде за кружку молока не прочь и поработать. Они убирают в доме, разжигают огонь, чинят сломанные вещи. Ростом они около двух футов, обладают способностью становиться невидимыми и менять облик. Из одежды предпочитают зеленые, красные или серые наряды, всегда носят маленькие шляпки или колпаки. Селиться дуэнде предпочитают в деревнях, вдалеке от городской суеты.

ДУЭРГАР – (англ.), наиболее злобные и жестокие изо всех одиноких фейри. Они живут в холмах, славятся своей силой, познаниями в магии и искусством обращения с металлами. Подобно цвергам, которым они приходятся родичами, дуэргар возникли из личинок, пожирающих плоть великана Имира; когда появился дневной свет, они спрятались под землю.

ДХАММА – (пали). Одно из центральных понятий индийской философии и религии, имеющее несколько значений: вечный моральный закон мироздания, основанный на причинно-следственных связях, и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель; образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь; долг (в этом смысле каждый человек имеет свою дхамму); божественный мудрец, бог справедливости, персонифицирующий понятия добродетели, морального закона.
В индуизме различают четыре основных вида дхаммы:
рита – вселенский закон. Внутренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и контролируют все формы, функции и процессы, от скоплений галактик до энергии мысли и восприятия;
варна-дхарма – закон своей группы. Социальные обязанности и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхаммы является религиозный и моральный закон;
ашрама-дхарма – человеческий закон. Естественный процесс человеческой жизни, заключающийся в выполнении обязанностей каждой из четырех жизненных стадий – брахмачарьи (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи (старейшины) и санньясина (религиозного странника) – и достижении высших человеческих целей;
свадхарма – личный закон. Индивидуальная жизнь в соответствии с физической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма определяется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм.
Синоним – Дхарма (санскр.).

ДХАНАНДЖАЙЯ – (санскр.), смотри Вайю.

ДХАНУРАСАНА – (санскр.), одна из поз в хатха йоге – поза лука.

ДХАРАНА – (санскр.), концентрация внимания сознания на материальном или идеальном объекте. Дхарана – есть предельное сужение поля внимания на определенное заданное время. В момент концентрации достигается полная пратьяхара, ибо все «лучи разума» устремлены только на избранный объект. Весь мир исчезает для занимающегося, и он может воспринимать только объект концентрации, который совпадает в большинстве случаев с объектом или предметом дхьяны. Дхарана всегда предшествует медитации (дхьяне).
Синоним – Сосредоточение.

ДХАРМА – (санскр. букв, то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе), одно из центральных понятий индийской философии и религии, имеющее несколько значений: вечный моральный закон мироздания, основанный на причинно-следственных связях, и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель; образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь; долг (в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму); божественный мудрец, бог справедливости, персонифицирующий понятия добродетели, морального закона.
В индуизме различают четыре основных вида дхармы:
рита – вселенский закон. Внутренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и контролируют все формы, функции и процессы, от скоплений галактик до энергии мысли и восприятия;
варна-дхарма – закон своей группы. Социальные обязанности и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхармы является религиозный и моральный закон;
ашрама-дхарма – человеческий закон. Естественный процесс человеческой жизни, заключающийся в выполнении обязанностей каждой из четырех жизненных стадий – брахмачарьи (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи (старейшины) и санньясина (религиозного странника) – и достижении высших человеческих целей;
свадхарма – личный закон. Индивидуальная жизнь в соответствии с физической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма определяется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм.
Синоним – Дхамма.

ДХАРМА ПРАВИТЧАЯ – (санскр.), смотри Бодхьянга.

ДХАРМА САНКАРА – (санскр.), подмена дхармы одной области дхармой другой.

ДХАРМАКАЙА – (санскр. тело закона), высший из буддийских планов сознания, метафорически представленный в буддийском аскетизме как одеяние или покров светящейся духовности. В северном буддизме этими покровами или одеяниями являются: нирманакая; самбхогакая и дхармакайа. Последнее есть высшее или тончайшее из всех, ибо ставит аскета на порог нирваны. Дхармакайа – это Космическое Тело Будды, которое не имеет конкретной формы; оно разлито во всем бесконечном пространстве, оно присутствует повсюду и пустотно.
Синоним – Дхармакая.

ДХАРМАКАЯ – (санскр. тело закона), высший из буддийских планов сознания, метафорически представленный в буддийском аскетизме как одеяние или покров светящейся духовности. В северном буддизме этими покровами или одеяниями являются: нирманакая; самбхогакая и дхармакая. Последнее есть высшее или тончайшее из всех, ибо ставит аскета на порог нирваны. Дхармакая – это Космическое Тело Будды, которое не имеет конкретной формы; оно разлито во всем бесконечном пространстве, оно присутствует повсюду и пустотно.
Синоним – Дхармакайа.

ДХАРМАПАЛЫ – божества, защищающие буддийское учение и каждого отдельного буддиста. В роли дхармапал выступают идамы и местные добуддийские божества разных народов. Классический тибетский список из восьми дхармапалов включает в себя идамов Ямантаку (Шинджепе), Хаягриву, Махакалу, Шри Деви (Лха-мо), Бегцзе (Джамсарана), индусского полубога Вайшравана (Куберу) и богов Яму и Брахму. В Тибете дхармапалы носят название драгшед («гневный палач») и изображаются в устрашающем облике.
Подробнее об отдельных дхармапалах смотри в статье Идамы.

ДХАРМАТА –
(тибет. букв, природа), то, что не изготовлено; то, что естественно; оно не сделано Творцом, не имеет составных частей, оно пусто. Но одновременно, так же как пустое пространство может вмещать в себя вещи, дхармата, будучи пустой, вмещает в себя возникновение (или проявление) всех вещей. Дхармата – изначальная природа всех феноменов и сознания.

ДХАУТИ – (санскр.), система очищения физического тела, заключающаяся в глотании матерчатой ленты большой длины с последующим вытягиванием её со всем налипшим на нее в желудке и горле; в пропускании через ноздри нитки и вытаскивании её через рот.

ДХИАНА – (санскр.), йогический транс, медитация, созерцание как процесс/состояние (в японском языке этому понятию соответствует дзэн, в китайском – чань), искусство овладения контролем над умом. Существует пять состояний дхианы, или самадхи (глубокой медитации). Дхиана характеризуется отвлечением сознания от процессов в организме и от органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию. Объект может быть самый разный, важно лишь, чтобы он не возбуждал страстей (чувственного влечения, отвращения, страха и прочего). При избрании объекта он видится внутренним оком гораздо ярче, чем реальные зрительные образы. Самосознание умозрящего остается при умозрении пассивным, а объект сам раскрывает перед ним свою сущность, свое содержание. Это сопровождается духовным восторгом. Наивысшее состояние обозначается как «Истинное Состояние» и представляет отсутствие всех процессов мышления.
Синоним – Дхьяна.

ДХИАНА ЙОГА – (санскр.), часть йоги, основывающаяся на медитации, при которой объект сосредоточения полностью овладевает умом или ум растворяется в объекте.
Синоним – Дхьяна йога.

ДХИРА – (санскр.), состояние человека, которому свойственно отсутствие чувства беспокойства; стадия умиротворения.

ДХРИТИ – (санскр.), стойкость. Одна из добродетелей, способность преодолевать нерешительность, страх и переменчивость.
Смотри Яма-Нияма.

ДХУМА – (санскр.), темная безлунная половина месяца. По древнеиндийским традициям, принято считать, что человек, умирающий в это благоприятное время, достигает высших планет. Однако затем он вновь должен вернуться на Землю для выполнения определенных миссий или конкретных задач.

ДХЬЯНА – (от санскр. дхьяй – умозреть), йогический транс, медитация, созерцание как процесс/состояние (в японском языке этому понятию соответствует дзэн, в китайском – чань), искусство овладения контролем над умом. Существует пять состояний дхьяны, или самадхи (глубокой медитации). Дхьяна характеризуется отвлечением сознания от процессов в организме и от органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию. Объект может быть самый разный, важно лишь, чтобы он не возбуждал страстей (чувственного влечения, отвращения, страха и пр.). При избрании объекта он видится внутренним оком гораздо ярче, чем реальные зрительные образы. Самосознание умозрящего остается при умозрении пассивным, а объект сам раскрывает перед ним свою сущность, свое содержание. Это сопровождается духовным восторгом. Наивысшее состояние обозначается как «Истинное Состояние» и представляет отсутствие всех процессов мышления.
Синоним – Дхиана.

ДХЬЯНА ЙОГА – (санскр.), часть йоги, основывающаяся на медитации, при которой объект сосредоточения полностью овладевает умом или ум растворяется в объекте.
Синоним – Дхиана йога.

ДХЬЯНИБУДДА – (санскр.).
1. Эманация изначального Ади-Будды.
2. Пять методов очищения пяти скандх:
рупа-скандха очищается вайрочаной;
ведана-скандха – ратнасамбхавой;
санджняна-сканяха – амитабхой;
санскара-скандхэ, – амогхасиддхи;
виджняна-скандха – акшобхья.
Синоним – Татхагат.

ДЫЙ – (слав.), сын Седуни и Рода, супруг Дивии, родил Диву, Индру, Чурилу. Это бог материального мира в противоположность Сварогу – богу духовного мира. Помогает почитающим его добиваться власти, богатства, иных материальных благ (в течение многих тысяч лет земледельцы просили его о дожде). Люди, поклоняющиеся Дыю, забывали о духовных благах, стремились к обогащению любой ценой. Он же в Индии Дяус, в христианстве – Дьявол; властвовал в античной Греции, Риме. Ныне его почитают некоторые курдские народности.

ДЫМ – антитеза грязи; как грязь состоит из стихий земли и воды, так дым, соотносится с воздухом и огнем. Существует устойчивая фольклорная традиция, согласно которой дыму приписывают благотворную силу. Дым, как полагают, обладает магической способностью предотвращать несчастья, нависшие над людьми, животными, растениями. С другой стороны, столб дыма является символом отношений между Небом и Землей, указывающим путь через огонь к спасению. Дым символизирует душу, покинувшую тело.

ДЬЮЛА – у телеутов – дух человека, вышедший из тела и путешествующий отдельно от него.
Смотри также Кут.

ДЬЯВОЛ – существо, являющееся противоположностью доброго начала. Пятнадцатый аркан из колоды таро, где дьявол приобретает вид Бафомета (у тамплиеров), изображенного с головой и ногами козла и с грудью и руками женщины. Подобно греческому сфинксу он включает четыре элемента: его черные ноги соответствуют земле и духам нижнего мира; зеленая чешуя на боках указывает на воду, русалок и растворение; его синие перепончатые крылья отождествляются с крыльями сильфов и летучих мышей (воздух), а красная голова относится к огню и саламандрам. Цель дьявола – регресс, застой. В конечном итоге это понятие относится к инстинктам и желанию во всех его чувственных формах, к магическим искусствам, хаосу и извращению.
Смотри также Дый.

ДЬЯВОЛ ЕСТЬ ПЕРЕВЕРНУТЫЙ БОГ – (лат. demon est deus inversus), каббалистическая аксиома, которая означает, что не существует ни добра, ни зла, те силы, которые создают одно, творят и другое в соответствии с природой материалов, на которые они воздействуют.

ДЬЯВОЛЬСКОЕ ЖЕЛЕ – зеленое липкое желатинообразное вещество, обнаруживаемое в местах посадки (зависания) НЛО или выпадающее на землю с неба и вскоре испаряющееся. Это вещество подобно волосам ангела.

ДЬЯУС – имя бога неба, бога света.

ДЭ – (кит.).
1. У даосов – священная сила Космоса, манифестация универсального закона и пути всех явлений дао в нашем мире. Дэ имеет большое значение в мистической медитативной практике. Смысл термина во многом близок, но не тождественен христианскому понятию благодати, благости.
2. У конфуцианцев – благая сила, передающаяся от Неба к Правителю. Правитель транслирует её на своих подданных, и в результате формируется государство по типу единой семьи.

ДЭВА – (санскр. сияющий),
1. Божественное существо, которое стоит на более высокой ступени эволюции, нежели человек. Существо, живущее на высшем астральном плане, в тонком, нефизическом теле. Каждый, кто достиг необходимой степени просветленности и чистоты и покинул Землю, может стать дэвом.
2. В иранской, армянской, грузинской и других мифологиях – злые духи, противостоящие благим духам. Иногда их представляют как великанов, покрытых шерстью, антропоморфного либо зооморфного облика, часто с несколькими головами.
3. Любое бесплотное (невоплощенное) существо.
4. В эзотерической доктрине понятие дэва употребляется в значении невидимой сущности, имеющей от двух до четырех и более тел-проводников, играющей ту или иную, более или менее важную роль в функционировании вселенского тела Господа. Например, химические реакции горения не были бы возможны без дэва огня; существуют дэвы воздуха, воды и пр. Процессы поступления праны в организм также осуществляются специальной группой дэвов – фиолетовыми дэвами (дэвами теней). Существуют также дэвы эфирного двойника, выстраивающие эфирное тело у растений, животных и человека; дэвы растительного царства (например, расписывающие цветными узорами цветы).

ДЭВАКХАН – (санскр.), в эзотерике – аналог Дэвалоки. Дэвакхан является высоким планом ментального мира. Считается, что дэвакхан расположен на границе ментальных и огненных сфер.
Синоним – Девачан.

ДЭВАЛОКА – (санскр. мир богов), обители богов или дэв в высших сферах. В буддизме – один из разделов сансары. Находится выше вершины горы Меру. Особенность дэвалок состоит в том, что живущие там боги, как и люди, подчиняются закону кармы, хотя продолжительность жизни в дэвалоках чрезвычайно велика. Большую часть времени живущие в дэвалоках проводят в наслаждениях и глубоких духовных созерцаниях.
Эта область, в отличие от нирваны, не считается высшим идеалом буддиста. Дэвалока, как правило, подразделяется на 26 частей, расположенных в иерархическом порядке. Дэвалока более высокого уровня известна как Брахмалока.
Смотри также Девачан, Махарлока.
Синоним – Девалока.

ДЭВАНАГАРИ – (санскр.), древний священный язык богов. Протоязык, на котором говорили люди до строительства вавилонской башни, великого столпотворения и разделения языков на этнические группы. После забвения единого языка только некоторые жрецы язычников, сохранившие знание его, посредством дэванагари общались с богами; для остальных связь с богами прервалась. Некоторые исследователи считают, что на дэванагари говорили древние русичи.
Смотри также Всеясветная грамота.

ДЭВАЧАН – (санскр.), в эзотерике – аналог Дэвалоки. Дэвачан является высоким планом ментального мира. Считается, что дэвачан расположен на границе ментальных и огненных сфер.
Синоним – Девачан.

ДЭВАЯНА – (санскр.).
1. Путь богов (или Северный путь), которым идут после смерти к вечному блаженству очистившиеся от грехов и познавшие высшую истину.
2. День богов, период пребывания Солнца на небе. У древних ариев, живших в полярной зоне, дэваяна – непрерывный многомесячный день.
Синоним – Уттараяна.
Смотри также Дакшинаяна, Питрияна.

ДЭЯО – (кит. получение лекарства), возникновение особых психических и физических состояний в даосской алхимии – в цигуне.

ДЮББУК – (евр.), душа умершего человека, отягощенная грехом. После смерти она обязана некоторое время странствовать по Земле, прежде чем обретет покой. Однако пока дюббук странствует, она становится добычей злых духов. Для того чтобы избежать этого, дюббуки находили убежище в телах набожных людей, которым дьяволы не могли причинить зла. Овладев телом своих жертв, дюббуки пользовались им для осуществления тех замыслов, которые они не успели воплотить в прошлой жизни. Для избавления от дюббука в христианской традиции требуется проведение ритуала экзорцизма.

ДЯОСИНЬ – (кит.), способность регулировать сердце (душу). Работа над психическим состоянием в гимнастике цигун. Предусматривает вхождение в покой, жуцзин.
 

[ Да-До | Дп-Дя ]

Теги: эзотерика, эзотерический словарь, эзотерический справочник, словарь эзотерических терминов, словарь практика-эзотерика, справочник оккультиста, оккультный словарь, словарь оккультных терминов,  магический словарь, справочник мага, эзотерическая энциклопедия, что такое ...?
 


Смотри также:


Нет похожих страниц.

Комментарии: (0)   Рейтинг:
Пока комментариев нет