Электронная библиотека эзотерики "Пазлы"

Эзотерика в Сети
Электронная библиотека эзотерики - Пазлы -

Эзотерика. Психология. Философия. Религия. Йога. Мистика. Магия. Астрология. Нумерология. Хиромантия. Саморазвитие





Автор:
Разместил: Doddy   Дата: 2010-06-17 20:26
Большой словарь эзотерических терминов

[ Одним файлом ]   [ А | Б | В ] Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я  ]

Большой словарь эзотерических терминов

За основу взят словарь Александра Михайловича Степанова. В авторском варианте все термины можно посмотреть на сайте составителя.  

[ Аа-Ак | Ал-Ан | Ао-Ат | Ау-Ая ]


АУДУМЛА – (сканд.), мифологическая корова. В «Младшей Эдде» говорится, что при сотворении мира из мировой бездны Аудумла вышла из инея: «Как растаял иней, тот час вышла из него корова по имени Аудумла, и текли из её вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира». Эта корова лизала соленые камни, покрытые инеем. К исходу первого дня на камне, который она лизала, выросли волосы, на второй день появилась голова, а на третий – возник человек, которому дали имя Бури, т. е, «родитель».
Смотри также Земун.

АУИР – (евр. эфир), согласно космогоническим представлениям древних евреев абсолют (Эйн Соф) эманировал из себя первичную материю ауир – эфир и отщепил из него (ауира) точку (иод – звук «и»). То, что осталось, стало светом.

АУКА – (русс.), злой дух леса, который в отличие от прочей нежити не спит ни зимой, ни летом. Аука – маленький, пузатенький, щеки надутые. Живет в избушке, проконопаченной золотым мхом, вода круглый год – от талого льда, помело – медвежья лапа. Особое раздолье ему зимой, когда спят лешие. Любит морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем позабыв.

АУЛИЙА – (от араб, вали – святой), небесная иерархия святых, включающая 356 или 500 членов, во главе которой стоит кутб. За ним следуют два (четыре) «предводителя» (имамани), пять (семь) «опор» (аутад) и так далее. У каждого члена иерархии свои обязанности; кутб отвечает за все мироздание. Со смертью какого-либо вали происходит общее перемещение во всей иерархии – его место занимает нижестоящий, на место которого в свою очередь приходит следующий и так далее.

АУМ – (санскр.), священный слог, трехбуквенное единство, троица в едином. Аум символизирует троицу как реализацию молитвы, приводящей организм произносящего в гармонию с вибрациями высшего мира, что может способствовать притоку в него высокой психической энергии. Раскрытие смысла, заключенного в аум: А – понимается как мысль-основа, У – как свет-начало, М – как тайное-сокровенное, или как три состояния сознания – явь, греза и сон, или А – прошлое, У – настоящее, М – будущее. Христианское аминь есть не что иное, как видоизмененный вариант аум.
Смотри также Ом.

АУРА – (греч. aura – веяние, воздух, сияние, блеск).
1. Светящаяся оболочка вокруг тела любого объекта и живого существа, которая имеет определенную цветовую окраску, зависящую от физического и психологического состояния человека.
2. Проявление души и духа человека. В мистической литературе описывается как видимый лишь при сверхчувственном восприятии овальный облик, окружающий все тело человека; в изобразительном искусстве – нимб, ореол.
Смотри также Аура человека; Аура, семантика цвета.
3. Кратковременное (несколько секунд) помрачение сознания, при котором возникают различного рода психосенсорные, галлюцинаторные расстройства, остающиеся в памяти человека, в то время как происходящее вокруг не воспринимается и не запоминается. Часто предшествует эпилептическому припадку.
Смотри также Лешья.

АУРА СЕМИНАЛИС – (лат. аура семени), термин европейской алхимии, соответствующий индийским понятиям бинду и оджас. Использовался для обозначения метафизической «тонкой» сущности мужского семени, которая якобы обладает огненной природой. По эзотерической теории аура семиналис и её физическое дополнение – liquor vite образуют два основных компонента семени.

АУРА ЧЕЛОВЕКА – сложное энергоинформационное образование внутри и вокруг тела человека, слагаемое из различных полей, излучений и тонких тел. Энергия ауры человека находит свое отражение в её свете и цвете. Цвет, его ясность и расположение указывают на различные обстоятельства в отношении физического, эмоционального и духовного благополучия человека. Наиболее близкие к физическому телу цвета обычно отражают физические энергии и состояние. Внешние цвета отражают эмоциональные, ментальные и духовные энергии. Чем чище цвета, тем лучше. Грязные и тусклые цвета могут отражать отсутствие равновесия, чрезмерную активность и другие возможные проблемы в сфере, с которой связаны эти цвета. В ауре, как правило, присутствует не один цвет. Каждый цвет отражает различные аспекты. Аура весьма динамичное образование. Наиболее близкие к телу цвета (на расстоянии от 30 до 60 см) могут претерпевать множество изменений в течение одного дня. Любые сильные эмоции и любые сильные физические или ментальные активности могут привести к цветовым и световым флуктуациям в ауре. Более удаленные от тела цвета часто указывают на энергию, которую человек будет вводить в свою жизнь.
Смотри также Аура, семантика цвета.

АУРА, СЕМАНТИКА ЦВЕТА – при восприятии ауры цвет дает ключ к пониманию индивидуальности, настроения, зрелости и здоровья человека. Цвет отражает физические и духовные аспекты. Далее приведены только основные характеристики без всевозможных нюансов интерпретации цветовых оттенков.
Красный – это цвет сильной, содействующей жизни энергии, огня и основной созидательной силы. Этот горячий цвет может указывать на сильную страсть, ум и волю. Этот динамичный цвет может отражать гнев, любовь, ненависть и неожиданные перемены, может указывать на возрождение и превращение. Это цвет, влияющий на систему кровообращения тела, систему воспроизводства (сексуальная энергия) и пробуждение скрытых способностей и талантов. Слишком много красного цвета или его грязные тона могут указывать на чрезмерное возбуждение, воспаление или отсутствие равновесия, могут отражать нервозность, раздражительность, агрессивность и импульсивность.
Оранжевый – это цвет тепла, творчества и эмоций, смелости, радости и общительности. В зависимости от оттенка он может также указывать на эмоциональную неустойчивость и возбуждение. Некоторые из более грязных оттенков оранжевого цвета могут отражать гордость и тщеславие, беспокойство и суетность.
Желтый – это один из первых и легче всего замечаемых цветов ауры, это цвет ментальной активности и нового источника радости, указывает на благоприятные возможности для обучения, легкость, мудрость и интеллект. Более пастельные тона часто отражают энтузиазм по поводу чего-то в жизни, силу идей и духовное развитие (особенно в диапазоне от бледно-желтого до белого). Бледно-желтый цвет вокруг линии волос может указывать на оптимизм. Более темные и грязные оттенки желтого могут отражать чрезмерное размышление и анализ, склонность к чрезмерной критике, чувство лишения признания и догматичность.
Зеленый – это цвет чувствительности и растущего сострадания. Он отражает сочувствие, симпатию и спокойствие, может указывать на человека, который заслуживает доверия, восприимчив и обладает широким кругозором. Ярко-зеленый цвет в ауре, сдвигающийся в сторону голубого, указывает на способности целителя. Это цвет изобилия, силы и дружелюбия. Более тусклые или темные оттенки зеленого могут отражать неуверенность и скупость, грязные тона – ревность, собственничество и недоверие.
Синий – этот цвет вслед за желтым легче всего увидеть в ауре. Это цвет спокойствия и тишины. Он отражает преданность, правдивость и серьезность, может указывать на способность к ясновидению и развитию телепатии. Светлые оттенки синего цвета отражают активное воображение и хорошую интуицию. Более темные оттенки синего могут указывать на чувство одиночества, которое на определенном уровне отражает пожизненные поиски божественного. Лазурные оттенки соответствуют честности и трезвому суждению и присутствуют в ауре человека, который нашел или вот-вот найдет свою избранную деятельность. Более тусклые и грязные оттенки синего могут отражать блокированное восприятие и указывать на меланхолию, поспешные действия и беспокойство, деспотичность, робость, забывчивость и чрезмерную чувствительность.
Фиолетовый – это цвет тепла и превращения, сочетания сердца и разума, физического и духовного. Он отражает независимость и интуицию, динамику снов и мечтаний. Является характеристикой ауры человека, находящегося в поиске. Пурпурные оттенки фиолетового часто отражают способность управлять делами грамотно и практично. Более бледные и светлые оттенки соответствуют смирению и духовности. Красно-фиолетовые оттенки подчеркивают сильную страсть или большую силу воли. Более темные и грязные оттенки могут указывать на интенсивное эротическое воображение, отражать тенденцию к повелительности и властности, потребность в сочувствии и ощущение неправильного понимания.
Розовый – это цвет сострадания, любви и чистоты. Он может отражать радость, комфорт и сильное чувство товарищества, указывать на человека спокойного, наделенного любовью к красоте и искусству. В зависимости от оттенка розовый цвет может также отражать времена новой любви и нового видения.
Золотой – это цвет времени обновления, отражающий динамичную духовную энергию и истинное вхождение в собственную силу, большой энтузиазм и сильное воодушевление. Более тусклые и грязные оттенки золотого цвета могут указывать на то, что человек все ещё находится в процессе пробуждения высшего вдохновения.
Белый цвет в ауре отражает правдивость и чистоту. Он указывает на пробуждение творчества и на то, что энергия человека проходит процесс очищения.
Серый – это цвет инициации. Он может указывать на движение к раскрытию врожденных способностей. Оттенки серого, приближающиеся к серебряному, отражают пробуждение женских энергий и способностей вдохновения, интуиции и творческого воображения. Более темные оттенки серого могут указывать на физические несоответствия, особенно если они наблюдаются рядом с определенными зонами физического тела. Обилие серого цвета в ауре характерно для человека, относящегося к типу «одинокого волка».
Коричневый цвет часто появляется в ауре. Хотя многие люди думают, что он отражает недостаток энергии или отсутствие равновесия, это не всегда так. Коричневый цвет – это цвет земли. При появлении в ауре над головой и вокруг ног он отражает новый рост и указывает на создание новых корней. Этот цвет может отражать трудолюбие и организованность. С другой стороны, коричневый цвет, располагающийся поперек лица или касающийся головы, может указывать на отсутствие проницательности. Коричневый в зонах чакр говорит об их засорении и необходимости очищения. Этот цвет часто трудно интерпретировать, так как он может отражать любые проблемы в физической сфере.
Черный – это один из наиболее сложных цветов в спектре ауры, цвет защиты, который может заслонить человека от внешних энергий. Черный цвет в ауре говорит о том, что человек защищается, что у человека есть секреты. В этом нет ничего плохого, пока дело не доводится до крайностей. Соматические заболевания проявляются в ауре черными или затемненными зонами. Черный цвет у внешних краев ауры может указывать на дыры в энергетическом поле. Они часто видны в аурах тех людей, которые стали жертвами плохого обращения в детстве, и тех, кто злоупотребляет или злоупотреблял алкоголем, наркотиками, табаком и так далее.
Серебряное мерцание – в ауре часто видны мягкие, искристые мерцающие огоньки, обычно серебряного цвета. Тэд Эндрюс считает, что такие огоньки указывают на активацию творчества и плодовитости в жизни человека. Это мерцание всегда присутствует в ауре женщин во время беременности и в течение 6–9 месяцев после родов. Но творчество и плодовитость могут иметь целый ряд форм и не обязательно представлять беременность. В случаях, когда творчество становится весьма активным, оно притягивает новые души к этому человеку. В такие моменты, при возникновении благоприятной возможности, новые души «проскальзывают» в ауру, что наблюдается в виде серебристого мерцания.

АУРАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОЛЯ – электромагнитные поля, регистрируемые вблизи биологических объектов на расстоянии нескольких сантиметров от тела. Могут быть как постоянными, так и переменными с амплитудами от долей милливольт до сотен вольт, они несут информацию о функциональном состоянии органов тела. Источником ауральных электрических полей являются внутреннее электротоническое поле, трибоэлектрические заряды и колебания индукционных зарядов на поверхности животных и растений, возникающие вследствие действия атмосферного электричества.

АУРОПОДОБНЫЙ ОБЪЕКТ – образ человека или его отдельных частей, появляющийся во время спиритических сеансов.
Синонимы: Астральный призрак, Аутоскопическая галлюцинация, Медиумо-пластическое явление.

АУРОСКОПИЯ – одна из форм врожденной или приобретенной способности зрительного наблюдения ауры биополя живых организмов.

АУСПИК – (лат.), птицегадатель, прорицатель, предсказывающий будущее по полету вещих птиц; руководитель, покровитель, хранитель; несущий благую весть, желанный.

АУСПИЦИЙ – (от лат. auspiex – наблюдать, пророчить), наблюдение за полетом вещих птиц или за их криком, клевом и так далее. для получения предзнаменований о задуманных делах или окончании событий.

АУСТРОМАНТИЯ – предсказание будущего на основе изучения ветров. Многие верили, что ветры – это дыхание богов, хотя некоторые из них, особенно суховей, приписывались работе демонов. Вот один из многочисленных способов гадания.
Выйдете на относительно открытое место, если ветрено, ждите затишья. Задайте вопрос, требующий ответа «да/нет», и наблюдайте за ветром. Если поднявшийся ветер подует на север или на запад – ответ благоприятный. На восток или на юг – неблагоприятный. Если в течение девяти минут ветра не будет – это означает, что ответ в данное время невозможен. Если вдруг поднимется вихревой ветер (его иногда называют «пыльным дьяволом») – ждите неудачи.

АУТИЗМ – (от греч. auto – сам), крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в миp собственных переживаний.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА – (от греч. autogenes – сам производящий), метод психотерапии: при помощи самовнушения человек обучается воздействовать на свое физическое и психическое состояние.

АУТОГРАВИТАЦИЯ – удержание предмета в воздухе. Реализуется в результате стрессового состояния с моторным напряжением. Феномен описан В.П. Злоказовым.
Смотри также Левитация.

АУТОПРОСКОПИЯ – предвосхищение будущих событий собственной жизни.
Смотри Проскопия.

АУТОСКОПИЧЕСКАЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ – образ человека или его отдельных частей, появляющийся во время спиритических сеансов.
Синонимы: Астральный призрак, Ауроподобный объект, Медиумо-пластическое явление.

АУТОСКОПИЯ – 1. Визуализация собственного тела в психическом пространстве индивида, как одна из форм ясновидения.
2. Один из видов внетелесного опыта.
Смотри также Внушение.

АФРИКАНСКАЯ РЕФОРМИРОВАННАЯ ЦЕРКОВЬ – или Растафарианство - религиозно-политическое движение, возникшее на Ямайке в 30-х годах XX века после провозглашения императором Эфиопии раса (князя) Тафари Маконнена, принявшего после коронования имя Хайле Селасие. Это событие дало повод некоторым негритянским проповедникам утверждать со ссылками на Библию, что настало время освобождения черного человека от гнета белого, которое осуществит негус, провозглашенный ими мессией. Согласно растафарианскому учению, эфиопы (то есть вся черная раса) и есть тот избранный народ, о котором сказано в Библии; они не слушали Иегову (в местном произношении – Джа), поклонялись идолам, и поэтому теперь находятся в плену у «вавилонян» (белых людей). Однако 400-летний срок плена подошел к концу, и отныне все черные могут вернуться в Африку («землю обетованную»), а белые будут служить им.
Растафари (или растаманы) отпускают бороды, отказываются от сотрудничества с местными властями, уплаты налогов, посещения школ и так далее. Они соблюдают все ветхозаветные заповеди о чистой и нечистой пище и часто исключают из своего рациона уксус, соль, табак и вино. Особенностью ритуала растафарианства является курение марихуаны и исполнение рэггей (религиозных гимнов и рифмованных проповедей, положенных на ритмичную музыку).

АФРОДЗИАКИ – (греч.), различные вещества, преимущественно растительного происхождения, вызывающие сексуальное возбуждение и широко распространенные, в различных культурах. Название термина происходит от имени Афродиты, богини любви.

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ – (от лат. afferens, afferentis – приносящий), в теории функциональной системы (П.К. Анохин) – синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. При этом память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация – как конкретизация одной из потребностей организма. При афферентном синтезе благодаря мотивации актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает достигнуть требуемых в данной обстановке результатов. Окончательное решение осуществляется в тот момент, когда какое-либо событие – пусковой стимул – дает перевес одной из систем, уже выбранных под действием мотивации и обстановки. В связи с тем, что иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю приспособительных соотношений организма со средой, существует и соответствующая иерархия афферентных синтезов. Подобно любому системному процессу афферентный синтез имеет место не в какой-либо отдельной структуре мозга, а представляет собой процесс взаимодействия нейронов самой различной (центральной и периферической, афферентной и эфферентной) морфологической принадлежности в объеме всего мозга и организма.

АФФИЛИАЦИЯ – (от англ. affiliate – присоединять, присоединяться), стремление человека быть в обществе других людей. Тенденция к аффилиации возрастает при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.

АХ – (егип. просветленный, блаженный), один из элементов, составляющих человеческую сущность; загробное воплощение человека. В Ах превращается фараон после смерти. Начиная с эпохи Среднего Царства считалось, что Ахом становится после совершения специального обряда каждый умерший. Ах и тело человека мыслились едиными в своей сущности, но Ах принадлежит небу, а тело земле. Боги и цари имели несколько Ахов, обычно семь. Аху – форма множественного числа от Ах – посредники между божествами и людьми.
Смотри Ба, Ка.

АХ КИН – (майя), то же, что Ахав Кин.
1. Один из Властелинов Солнца.
2. Жрец Солнца. Прорицатель гармонии, провидец, пророк.

АХ ХИ – класс божеств, тождественный дхиан-коганам, которые, будучи планетарными духами, в данной интерпретации являются символами драконов мудрости, или мудрых змиев.
Синоним – Ахи.

АХАВ КИН – (майя), то же, что Ах Кин.
1. Один из Властелинов Солнца.
2. Жрец Солнца. Прорицатель гармонии, провидец, пророк.

АХАМКАРА – (санскр. чувство «Я», личное эго).
1. Ментальная способность индивидуализации; чувство отдельности от других. Понятие «Я», «мне», «мое». Для ахамкары характерны отождествление себя с телом, стремление к своему личному счастью, собственничество.
2. Внутренний контролер (инспектор) разума, получающий чувственные впечатления и классифицирующий их в связи с уже известными нам фактами, которые мы можем по желанию воспроизвести в памяти. Ахамкара – иллюзия, которая заставляет живое существо думать, что оно всем управляет, всем владеет и всем наслаждается, из-за которой оно отождествляет себя с материальным телом и всем, что к нему относится (внешность, национальность, семья, религиозные убеждения, удовольствия и страдания...). Ложное эго является причиной материальной обусловленности.
Синоним – Аханкара.
Смотри также Антахкарана.

АХАМОТ – (гност.), понятие, персонифицирующее женский аспект созидающей силы в природе.

АХАНКАРА – (санскр.).
1. Ментальная способность индивидуализации; чувство отдельности от других. Понятие «Я», «мне», «мое». Для аханкары характерны отождествление себя с телом, стремление к своему личному счастью, собственничество.
2. Внутренний контролер (инспектор) разума, получающий чувственные впечатления и классифицирующий их в связи с уже известными нам фактами, которые мы можем по желанию воспроизвести в памяти. Аханкара – иллюзия, которая заставляет живое существо думать, что оно всем управляет, всем владеет и всем наслаждается, из-за которой оно отождествляет себя с материальным телом и всем, что к нему относится (внешность, национальность, семья, религиозные убеждения, удовольствия и страдания...). Ложное эго является причиной материальной обусловленности.
Синоним – Ахамкара.
Смотри также Антахкарана.

АХАРАТА – (санскр.), энергетический канал вдоль позвоночника, на котором находятся чакры.
Смотри также Сушумна.

АХАУ – (майя повелитель, владыка).
1. Понятие, обозначающее священных царей городов-государств майя классического периода.
2. Духи умерших предков, к которым священные цари обращались во время ритуалов.

АХАУОБ – (множественное число от ахау), духи, как непрерывность родового потока – наша сакральность и наше владычество в настоящем, а также в масштабах бесконечного прошлого и будущего.

АХИ – (санскр.), класс божеств, тождественный дхиан-коганам, которые, будучи планетарными духами, в данной интерпретации являются символами драконов мудрости, или мудрых змиев.
Синоним – Ах Хи.

АХИМСА – (санскр. не причинение зла), этический принцип; политика мира и отказа от насилия, которой следовал Ганди. Ахимса предполагает воздержание от причинения вреда всему живому в мыслях, на словах и на деле. Нравственная основа, реализующая ахимсу в реальной жизни, предопределяет наличие таких качеств, как сострадание, моральная ответственность, постоянное чувство сопереживания и так далее. В йоге и джайнизме ахимса – одно из пяти начальных нравственно-поведенческих самоограничений, необходимых для дальнейшего совершенствования человека. Считается, что в присутствии человека строго соблюдающего ахимсу, агрессивность других существ временно пропадает.
Синоним – Ламрима.

АХОРАРТ – (санскр.), период времени равный двум кальпам или одним суткам Брахмы.
Смотри Космический цикл.

АХРИМАН – глава сил зла, противник Ахурамазды и создатель всего вредного и нечистого, дух лжи. Как и его антагонист, Ахриман действует лишь духовно и не имеет материальной оболочки, но борьба между ними совершается непосредственно в материальном мире.
Синонимы: Ангро-Майнью, Ангро-Манью, Анхра-Манью, Ариман.

АХРИМАНИЯ – психологическая направленность системы ценностей человека, связанная с жадностью, желанием власти и материальных благ в ущерб духовным ценностям. При ахримании часто обнаруживают в ауре человека (на тонких телах) паразитирующие чужеродные энергетические структуры, которые и являются причиной проявления вышеуказанных особенностей психики.

АХУМ – (зенд.), три принципа т. н. семеричного человека, которые характеризуют его примитивный животный аспект, выраженный в астральных принципах, соответствующих низшей природе личности.

АХУРА МАЗДА – (перс. Господь премудрый), олицетворенное божество, принцип вселенского божественного света парсов. В Младшей Авесте – отец шести божественных сущностей, отец и создатель ахуров, сам принимает непосредственное участие в борьбе со злом, беседует с Заратустой, обучая его правилам отправления культа и излагая зороастрийские заповеди. В ряде случаев Ахура Мазда изображался жрецом, что подчеркивало духовность его сущности. Символ Ахуры Мазды является ключевым в учении Заратусты, в Авесте, в Ясене и др.
Смотри также Амеша-Спента.

АХУРЫ – (перс.), класс божественных существ, боровшихся за упорядочение Космоса и социума, против хаоса, тьмы и зла. Восходят к иранским мифам о победе ахуров над дэвами. В учении Заратусты ахуры – абстрактные благие силы мироздания, а дэвы – силы зла, порожденные Ангро-Майнью. Ахуры не имеют антропоморфного облика, однако в своих воплощениях способны принимать обличье животных и птиц. Считается, что окончательно ахуры победят дэвов лишь через несколько тысячелетий.
Синоним – Язаты.

АЦИЛУТ – (евр. мир эманации, излучений), высший из четырех миров каббалы, относящийся только к чистому духу Бога. Ауилут является безграничным миром божественных имен. Имеет десять сфер творения: родительский и девять других, выходящих из него в виде эманаций; каждый шар порождается предыдущим.
Синоним – Азилут.

АЧАЛА – (санскр. букв, непоколебимая), божество-хранитель женского рода, помогающее в преодолении препятствий.

АЧАМАНА – (санскр.), ритуал очищения тела перед совершением пуджи, чтением Вед, принятием пищи, а также после произнесения лживых слов. При этом совершающий ритуал, пьет воду маленькими глотками и, кроме того, разбрызгивает её вокруг себя. В чем-то это похоже на христианскую церемонию кропления водой. После выполнения ритуала верующий уединяется в умиротворенном состоянии для погружения в медитацию.

АЧАРА – (санскр. путь; образ жизни; тип деятельности).
1. Обычай, традиция, правила поведения.
2. Определенная школа или традиция санатана дхармы. Например, шайвачара – путь шиваизма.
3. Ступени посвящения в учение индусского тантризма. Каждая ачара представляет собой особое учение, предлагающее свои способы осознания себя, Бога, Космоса и духовной сущности других людей. Следующая ачара, как правило, опровергает многие положения предыдущей и вносит свои дополнения, приближающие ученика к абсолютной истине. Классификация ачар затрудняется тем, что каждая из них преподносится как наивысшее и абсолютно истинное учение и трактует все остальные учения как предыдущие ступени к познанию истины. К примеру, тантрическая школа кула насчитывает семь ачар: ведачара (путь вед), вайшнавачара (путь вишнуизма), шайвачара (путь шиваизма), дакшиначара (путь правой руки), вамачара (путь левой руки), сиддхатачара (путь сиддх, или путь высшего совершенства) и каулачара (путь каул, или путь кулы). Нетрудно догадаться, что школы, принадлежащие к ведачаре или дакшиначаре, рассматривают эту иерархию несколько иначе.

АЧАРЬЯ – (санскр.), духовный учитель, или гуру, тот, кто учит собственным примером. Ачарья часто встречается в роли суффикса в именах некоторых почитаемых религиозных учителей, посвященных в высшее знание.

АЧИНТЙА-БХЕДАБХЕДА-ТАТТВЫ – (санскр.), в теологической школе веданты у вайшнавов – принцип «одновременного тождества и отличия Господа от творения». Верховная божественная личность обладает бесчисленным множеством энергий, которые могут быть объединены в три основные группы (типы):
сварупа-шакти, или внутренняя энергия;
майа-шакти, или внешняя энергия;
джива-шакти, или пограничная энергия.
Эти шакти Верховного Бога неотделимы от Него. Само же творение Космоса происходит за счет внешней энергии Бога, или майа-шакти, а живых существ – за счет джива-шакти. Сварупа-шакти, или внутренняя энергия Господа остается незатронутой материальным творением, и вот почему Верховный Господь одновременно един и отличен от Своего Творения. Наряду с «чисто» энергетическими аспектами бытия Бога, Он также существует одновременно в Своих различных экспансиях и проявлениях. Такое многообразие Его в Себе Самом для нас непостижимо в логических терминах.

АЧЬЮТА – (санскр.), титул Вишну, символизирующий собой качества, не подвластные изменению или падению. Противоположное значение – чьюта (падший).

АША – (зенд. истина, правда), натурфилософское понятие: наиболее глобальный и общий закон мироздания, регулирующий восходы и заходы Солнца, смену времен года, «воскресение» и «умирание» природы и так далее. Имел также социальное и этическое содержание: справедливость, верность договорам и тому подобное
Считается, что аша руководит также и поведением человека, поскольку истина, справедливость, верность и смелость присущи человеку от рождения, а все грехи и пороки – это нарушения естественного порядка вещей.

АША-ВАХИШТА – (зенд.), один из амеша-спенты, хранящий основной закон этого мира, закон Небесного огня, воплощенного во всех земных творениях. Покровительствует кузнецам, модельерам, рукодельникам, конструкторам, изобретателям, – всем, кто думает, изобретает и талантливо воплощает, у кого есть хварна. Аша-Вахишта хранитель мудрости, высших сил, гигантских потенциальных энергий и возможностей, связан с познанием высшего смысла жизни, сохранением творческого, эволюционного начала, традиций, основ.

АШВАДАНА-СИДДХИ – (санскр.), парапсихологическая способность к сверхвкусу.
Смотри Сиддхи.

АШВИНЫ – (санскр.), божественные близнецы, принадлежащие к числу небесных богов. За день ашвины объезжают Вселенную и прогоняют тьму. Они исцеляют, возвращают к жизни умерших, излечивают слепых и хромых. Ашвины – древние, но вечно юные боги, сильные и прекрасные. В «Махабхарате» рассказывается о том, как они помогли богу Индре победить асуру Намучи. Ашвины вообще очень часто выручают из беды как богов, так и смертных.
В древнеславянской мифологии известны как боги-близнецы Асвины, которых можно заметить либо перед рассветом, либо в сумерках на закате.

АШЕ – (браз.), жизненная сила, сила ориши.

АШКЕНАЗ – (евр.), европейский еврей в противоположность сефарду.

АШКЕНАЗИ – (евр.), европейский еврей в противоположность сефарду.

АШОГУН – (браз.), главный жрец, приносящий в жертву животных.

АШРАМ – (санскр. место стараний).
1. Место, где проживают учитель и его ученики. Ашрамом часто называют хижину, в которой обитает отшельник.
2. Общее название для любого из четырех этапов жизни человека на Земле:
брахманария – неженатый ученик;
грихастха – женатый человек, который уже не является учеником;
ванапрастха – уход со службы и занятия созерцанием;
санньяса – монашеская жизнь, которая подразумевает уединенность.

АШРАМА – (санскр. место стараний).
1. Место, где проживают учитель и его ученики. Ашрамой часто называют хижину, в которой обитает отшельник.
2. Общее название для любого из четырех этапов жизни человека на Земле:
брахманария – неженатый ученик;
грихастха – женатый человек, который уже не является учеником;
ванапрастха – уход со службы и занятия созерцанием;
санньяса – монашеская жизнь, которая подразумевает уединенность.

АШРАМА-ДХАРМА – (санскр.), смотри Дхарма.

АШРАФ-УЛЬ-МАКЛУКАТ – (араб.), человеческая форма жизни.

АШТАНГА ЙОГА – (санскр.), йога последовательного прохождения восьмеричного пути и совершенствования каждого этапа: яма и нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

АШУДДХА-МАЙЯ – (санскр.), термин шиваизма, означающий нечистую майю, материальную причину физического плана, или пракрити. Существует 24 категории, которые составляют мир ашуддха-майи. В порядке общей классификации наряду с шуддха-маиеи и шуддха-ашуддха-майей они идут под следующими номерами:
13) пракрити-таттва – первичная природа, грубая энергия, из которой формируются все низшие таттвы. Пракрити, также называемая прадхана, выражается в трех гунах (качествах) – саттве, раджасе и тамасе. Они проявляются как свет, активность и инерция соответственно, а на тонком уровне как удовольствие, сожаление и заблуждение. Эти гуны доминируют над душевными энергиями знания, действия и желания (джняна, крия и иччха) и формируют «гунное» тело – маномайякошу.
Антахкарана – ментальные способности, содержат три таттвы:
14) буддхи-таттва – суждение, интеллект, различение;
15) ахамкара-таттва – эго, чувство внешней формы. Это фундаментальны и принцип индивидуальности;
16) манас-таттва – осязание (кожа).
Джнянеиндрии – пять органов восприятия, саттвических по природе, каждый из которых имеет тонкий физический аспект:
17) шротра-таттва – слух (уши);
18) твак-таттва – осязание (кожа);
19) чакшус-таттва – зрение (глаза);
20) расана-таттва – вкус (язык);
21) гхрана-таттва – обоняние (нос).
Кармендрии – пять органов действия, раджасических по природе, каждый из которых имеет тонкий и физический аспект:
22) вак-таттва – речь (голос);
23) пани-таттва – хватание (руки);
24) пада-таттва – ходьба (ноги);
25) паю-таттва – выделение (анус);
26) упастха-таттва – размножение (гениталии).
Танматра – пять тонких элементов, тамасических по природе:
27) шабда-таттва – звук;
28) спарша-таттва – ощущение;
29) рупа-таттва – форма;
30) раса-таттва – вкус;
31) гандха-таттва – запах.
Это тонкие характеристики следующих грубых элементов.
Панчабхута –пять грубых элементов:
32) акаша-таттва – эфир или пространство;
33) вайю-таттва – воздух;
34) теджас-таттва - огонь;
35) притхиви-таттва – земля;
36) капха-таттва – вода.
Смотри Упадана-карана, Антахкарана, Гуна, Коша.

АШХАГА ПРАТИТ – (евр. индивидуальное провидение), концепция хасидизма индивидуального провидения, означающая, что Господь с любовью провидит малейшие детали жизни и духовного развития каждого еврея.

АЭРОБАЦИЯ – (греч.), подъем или хождение по воздуху без использования каких-либо приспособлений. Может быть сознательной или бессознательной. В первом случае это магия, во втором болезнь или сила.
Смотри также Левитация.

АЭРОМАНТИЯ – (греч.), разновидность гадательной практики. Предсказание будущего по состоянию воздуха и разных атмосферных явлений: сиянию Луны и Солнца, неожиданному появлению небесных тел (метеоритов, комет) и тому подобное

АЭРОМАТИКА – (греч. выбор особых духов), один из методов иллюминирования рифм в магии друидов. Выбор природных ароматов, которые помогают концентрации. Например, если в выбранной рифме (мантре) упоминается образ розы, возле вас должны находиться розы или присутствовать аромат роз. Если же в поэме говорится о дубе, окружите себя энергией этого дерева, поместив рядом его листья.

АЭРОПЕРИЛ – яд, который вырабатывается при раздражении стихий (стихалей). Аэроперил распространяется высоко в пространстве и совместно с империлом отравляют ноосферу Земли.

АЮРВЕДА – (санскр. букв, наука жизни), медицинская наука Древней Индии, насчитывающая более 5 тыс. лет, указывающая пути сохранения здоровья – арогья и продления жизни – аюс. Главные пути аюрведы: правильное питание (согласно классической аюрведе: «Мы есть то, что мы едим»; употребляя здоровую пищу, мы делаем тело чистым и здоровым.), распорядок дня с учетом времени года и других обстоятельств, медитация, физические упражнения. Стержнем аюрведы является учение о том, что ключ к управлению телом лежит в человеческом сознании, пользуясь этим ключом, можно полностью контролировать функции организма, по собственному желанию избавляться от болезней и поддерживать хорошее здоровье более успешно, чем, используя иные пути воздействия, минующие сознание. Основные разделы аюрведы:
чикитса – общая медицина;
шалья – хирургия;
дехавритти – физиология;
нидана – диагностика;
дравьявидья – фармакология;
агада-тантра – метод противоядий;
стри-тантра – гинекология;
пашу-видья – ветеринария;
каумара-бхритья – педиатрия;
урдхванга – болезни органов головы;
бхута-видья–демонология;
расаяна – наука о тонизации и омоложении;
ваджикарана – половое омоложение.

АЯК-БАХАР – (евр.), один из разновидностей трансформации в гематрии. Заключается в разделении 27 букв еврейского алфавита на три группы по 9 букв. При этом первым 9 буквам приписывают значения от 1 до 9, следующей девятке букв – значения десятков (от 10 до 90) и последней группе – значения сотен (от 100 до 900).

АЯППАН – (санскр.), Бог недавно образовавшейся секты индуизма, члены которой совершают паломничества на вершину горы Сабарималай, священного холма в Керале, где Аяппан является по ночам как божественный свет. Аяппан почитается как сын Вишну и Шивы (Хари и Хары).

АЯТ – (араб, знак, чудо, знамение), наименьший смысловой отрывок коранического текста, «стих» Корана. Отдельными аятами, записанными или вырезанными на дереве, камне, украшают мечети, другие здания, надгробия. Некоторым аятам и их частям приписывается магическая сила, их вырезают на амулетах, оружии, наносят в виде татуировки на тело.

АЯТОЛЛА – (от араб, аяталлах – знамение Аллаха), высший титул шиитских богословов, которые могут выносить самостоятельные решения по вопросам мусульманского права. Титул присваивается по решению общего собрания религиозных авторитетов шиитского мира; в настоящее время его имеют всего несколько сотен человек. Среди этих нескольких сотен всего пять или шесть имеют право называться «аяталлах альузма» – величайший аятолла.
 

[ Аа-Ак | Ал-Ан | Ао-Ат | Ау-Ая ]

Теги: эзотерика, эзотерический словарь, эзотерический справочник, словарь эзотерических терминов, словарь практика-эзотерика, справочник оккультиста, оккультный словарь, словарь оккультных терминов,  магический словарь, справочник мага, эзотерическая энциклопедия, что такое ...?
 


Смотри также:


Нет похожих страниц.

Комментарии: (0)   Рейтинг:
Пока комментариев нет
Средняя оценка участников (от 1 до 10): Пока не оценено   
Проголосовавших: 0