Электронная библиотека эзотерики "Пазлы"

Эзотерика в Сети
Электронная библиотека эзотерики - Пазлы -

Эзотерика. Психология. Философия. Религия. Йога. Мистика. Магия. Астрология. Нумерология. Хиромантия. Саморазвитие





Автор:
Разместил: Doddy   Дата: 2010-06-17 20:23
Большой словарь эзотерических терминов

[ Одним файлом ]   [ А | Б | В ] Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я  ]

Большой словарь эзотерических терминов

За основу взят словарь Александра Михайловича Степанова. В авторском варианте все термины можно посмотреть на сайте составителя.  

[ Аа-Ак | Ал-Ан | Ао-Ат | Ау-Ая ]

АЛАЗЛАМ – (араб.), метод гадания по стрелам. Применяли разные способы, например, брали 3 стрелы, на одной писали – «повелеваю», на другой – «запрещаю», третью оставляли без надписи; опускали стрелы в колчан и вынимали первую попавшуюся. Если вынимали стрелу с надписью «повелеваю», то смело приступали к задуманному делу, когда вынимали стрелу с надписью «запрещаю», – воздерживались начинать задуманное. Если вынимали стрелу без надписи, то гадание повторяли – либо сразу, либо спустя некоторое время.

АЛАЙЯ – (санскр. хранилище), свойство сознания, место, где содержатся «семена» всех ментальных впечатлений. Оно поддерживает формирование привычек. Память и обучение являются возможным именно благодаря этому свойству сознания. Алайя является основой или «корнем» других видов сознания рассматривается некоторыми школами махаяны как «изначальное» или «универсальное» сознание.

АЛАЙЯ-СОЗНАНИЕ – (санскр.), трансцендентный дух (монада), входящий в имманентный материальный организм человека, одухотворяющий тело. Этот дух постоянно проявляется через материальную оболочку в виде чувств (первая сигнальная система) и в виде сознания (вторая сигнальная система). Алайя-сознание содержит в себе все качества Будды, но не может их реализовать из-за наличия авидьи. Но некоторые из этих качеств пробиваются сквозь панцирь авидьи: это любовь и жалость как самые основные качества Будды – Бога. Сущность материи и её проявления познаются эмпирическими методами, через свидетельство опыта, в противоположность этому проявление духа алайя-сознание познается через глубокий религиозный опыт, через интуицию и веру.
Синонимы: Алая-виджняна, Мано-виджняна.

АЛАТЫРКА – (слав.).
1. Священная река, текущая с Алатырской горы. Ныне – река Баксан в Приэльбрусье (по кабардинским легендам до IV в. именовалась рекой Альтуд).
2. Дочь Святогора и Пленки. У греков она Электра (от названия священного камня «электрион», янтарь), дочь Атланта и Плейоны, родившая Дардана.

АЛАТЫРЬ – (слав.), камень, «всем камням камень», сакральный центр мироздания, священная Алатырская гора в Рипейских (Ирийских) горах, она же Белая гора, Белина, Фаф-гора (аналог – гора Меру у индусов, Кунь-лунь у китайцев). Также остров бога Солнца в Северном Белом море. Когда Сварог ударял по Алатырю молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен Китоврасом храм Вышнего: отсюда – церковный алтарь. В земном мире – это Эльбрус.

АЛАЯ – (санскр. хранилище), свойство сознания, место, где содержатся «семена» всех ментальных впечатлений. Оно поддерживает формирование привычек. Память и обучение являются возможным именно благодаря этому свойству сознания. Алая является основой или «корнем» других видов сознания рассматривается некоторыми школами махаяны как «изначальное» или «универсальное» сознание.

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА – (санскр. накопленное сознание) трансцендентный дух (монада), входящий в имманентный материальный организм человека, одухотворяющий тело. Этот дух постоянно проявляется через материальную оболочку в виде чувств (первая сигнальная система) и в виде сознания (вторая сигнальная система). Алая-виджняна содержит в себе все качества Будды, но не может их реализовать из-за наличия авидьи. Но некоторые из этих качеств пробиваются сквозь панцирь авидьи: это любовь и жалость как самые основные качества Будды – Бога. Сущность материи и её проявления познаются эмпирическими методами, через свидетельство опыта, в противоположность этому проявление духа алая-виджняна познается через глубокий религиозный опыт, через интуицию и веру
Синонимы: Алайя-сознание, Мано-виджняна.

АЛБАМ – (евр.), один из разновидностей трансформации в гематрии. Это вид замены, заключающийся в разделении всех букв еврейского алфавита на две группы. Первая буква первой группы соответствует первой букве второй группы и так далее.

АЛГЫС – (якут.), произнесение заклинаний. Жертвоприношения горам, рекам, озерам и другим объектам всегда сопровождались алгысом.
Синоним – Алкыш.

АЛЕВРОМАНТИЯ – (от греч. aleuron – пшеничная мука), гадание по бумажкам, запеченным в булочках пирожках и тому подобное. Сохранился также обычай запекать монету или колечко в большой пирог, разрезаемый на куски по числу гостей за столом, один из которых – счастливчик – и находит спрятанный предмет.
Синоним – Алеуромантия.

АЛЕКТОРОМАНТИЯ – (от греч. alektryon – петух), группа гаданий, связанных с выбором одного из секторов круга, обозначенных буквами или цифрами. Для этого использовалась «пророческая» птица петух, клюющая зерна, рассыпанные в кругу.

АЛЕКТРИОМАНТИЯ – (от греч. alektryon – петух), группа гаданий, связанных с выбором одного из секторов круга, обозначенных буквами или цифрами. Для этого использовалась «пророческая» птица петух, клюющая зерна, рассыпанные в кругу.

АЛЕУРОМАНТИЯ – (от греч. aleuron – пшеничная мука), гадание по бумажкам, запеченным в булочках пирожках и тому подобное. Сохранился также обычай запекать монету или колечко в большой пирог, разрезаемый на куски по числу гостей за столом, один из которых – счастливчик – и находит спрятанный предмет.
Синоним – Алевромантия.

АЛИД – (слав.), у вотяков – название лешего, которые имеет одну ногу и ту навыворот, пяткой вперед, один большой глаз и одну большую женскую грудь, которой он душит человека, засунув её ему в рот.

АЛИНГА – (санскр.), то, что не обладает атрибутами или характерными признаками (линга), то есть Верховное Существо: Парабрахман в веданте, Парамашива в йоге и Пара (Прама-Вишну) в Бхагавадгите.

АЛИНКА – (слав.), дочь Святогора и Пленки. Имеет дочь Агидель. У греков именовалась Алкионой.
Синонимы: Аля, Аленка, Алка.

АЛК – в армянской мифологии – злые духи, вредящие роженицам и новорожденным. Они имеют антропозооморфный облик, мохнаты, с огненными глазами, медными когтями, железными зубами, бывают мужского и женского пола; живут в горах, песчаниках, часто в углах домов или в хлевах, а их царь – в глубоком ущелье.

АЛКАГЕСТ – (алхим.), универсальный растворитель.
Смотри также Алкахест.

АЛКАХЕСТ – (араб.), то же, что Алкагест – универсальный растворитель в алхимии; но в мистицизме – это высшее «Я», соединение с которым превращает материю (свинец) в золото и возвращает все составные вещи, такие, как человеческое тело и его атрибуты, к их первоначальной сущности.
Смотри также Алхимия.

АЛКОГОЛЬ – (араб. тонкий порошок), жизнь-вода (лат. aqua vitae), является огнем-водой, то есть символом соединения противоположностей, когда два принципа, активный и пассивный, встречаются в жидкости в созидательно-разрушительном отношении.

АЛКОНОСТ – (слав.), чудесная птица, жительница Ирия – славянского рая. Это птица с женским лицом, имеющая по пояс человеческое тело, ниже – птичье, с очень приятным, сладким голосом «как сама любовь». Услышавший пение алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина. Алконост несёт свои яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Алконост – птица Зари, воплощение Хорса и Крышня. Управляет ветрами и погодой.

АЛКЫШ – (якут.), произнесение заклинаний. Жертвоприношения горам, рекам, озерам и другим объектам всегда сопровождались алкышом.
Синоним – Алгыс.

АЛЛАРА АБАСЫ ОГОНИОР – (якут.), подземный старик, подземный дух, Сатана.

АЛЛАТ – (араб. богиня), древнеарабская богиня неба и дождя. Главная святыня Аллат – белый камень – находилась в Хиджазе; к ней совершались паломничества верующих. В доисламском культе Аллаха, приверженцами которого были предки пророка Мухаммеда, Аллат считалась старшей из трех дочерей главного бога. В 53-й суре Корана существуют так называемые «сатанинские стихи», свидетельствующие о том, что сначала Мухаммед пытался включить Аллат и её сестер в исламский пантеон как «небесных птиц» и дочерей Аллаха, которые заступаются за людей; однако впоследствии он отказался от собственных слов и заявил, что они были внушены ему Шайтаном.

АЛЛАХ – (араб.), у древних арабов – верховное божество, Демиург, создатель мира и людей, глава и отец богов. Слово Аллах, по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного имени «илах» (Бог) с определенным артиклем, что означает «известный Бог», «этот Бог», «Бог по преимуществу». В мусульманской традиции – Единый Бог, который считается идентичным Богу иудеев и христиан.

АЛЛЕЛОПАТИЯ – взаимное влияние растений друг на друга, которое подразделяется на два больших класса:
молекулярное – взаимовлияние посредством некоторых органических и минеральных химических веществ;
полевое – взаимовлияние через посредство ауры расположенных рядом растений.

АЛЛИЛУЙЯ – (евр. хвалите Господа), в христианском богослужении – припев религиозных песнопений; заимствован из библейских псалмов. Обычно повторяется троекратно, как обращение ко всем ипостасям Святой Троицы. В православии после этих слов, как правило, добавляется «Слава Тебе, Господи!» (у старообрядцев Аллилуйя повторяется дважды с добавлением «Слава Тебе, Боже!»).

АЛЛИТЕРАЦИЯ – (от лат ad – при и litera – буква), один из способов звуковой организации речи, относящийся к т. н. звуковым повторам и заключающийся в симметрическом повторении однородных согласных звуков. Слова, связанные аллитерацией, выделяются в речевом потоке, приобретают определенную интонационную значимость. Как стилистический прием аллитерация с древних времен употребляется в устно-поэтическом творчестве, магии.
В Черной магии аллитерация может осуществляться выдуманными словами, выражающими намерение мага. Не имеет значения то, какими простыми и абсурдными они могут быть, важно, чтобы они хорошо выражали чувства мага по отношению к жертве и совпадали по ритму с раздражением черного мага.
В Белой магии применяется другой тип звукового повтора – ассонанс – симметричное повторение однородных гласных.
Смотри также Енохианский язык.

АЛМАДЭЛ – книга, трактат по теургии, или Белой магии, неизвестного средневекового европейского автора; она нередко встречается в рукописных томах под названием «Ключи Соломона».

АЛМАЗ – 1. Этимологически это слово происходит от санскритского dyu, означающего «светящееся вещество». Алмаз – «адамантин» (греч. adamas – непобедимый) – является символом света и блеска. В Библии (Иезек. 3:9, Иерим. 17:1) – символ отсутствия страха, твердости сердца и жесткости решений.
2. В мифологии ингушей и чеченцев – злой лесной дух преимущественно в женском облике. Духи алмазы бывают необычайно красивыми или безобразными и отличаются огромным ростом.

АЛО – астралевитирующие объекты - объекты, «летящие от звезд», появляющиеся, возможно, из параллельных миров и из астрального плана. По мнению автора термина, российского биофизика М.А. Мельхикера, этот термин означает проявление высшего разума в Космосе.

АЛОМАНТИЯ – гадание посредством соли, известное с древних времен. В Древней Руси соль клали в церкви под престол, считая, что она получает при этом целебную силу; Стоглавый Собор запретил это.
Синоним – Галомантия.

АЛТАРЬ – (от лат. altus – высоко расположенный, возвышение), один из сохранившихся до наших дней древних вещественных символов; культовое сооружение, находящееся в передней части любого храма (церкви, костела, мечети, языческого капища и так далее.) в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует во всех религиях жертвенник. Ведёт происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней (огромных валунов с уплощенным верхом), на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. Позднее, утратив фактические функции жертвенника, алтарь превратился, особенно в христианстве, в вещественный символ возвышения и жертвенности, на котором устанавливали священные культовые предметы – свечи, крест, распятие и др. и клали богослужебные книги. Это вызвало изменение формы и наклона верхней крышки алтаря: вместо горизонтальной она стала сооружаться под углом 30–45° и снабжаться невысокой (7–10 см.) балюстрадой – ограждением по нижнему краю этой крышки, чтобы книга или распятие не соскользнули. Поскольку ещё в библейские времена в Палестине произошло разделение жертвенников на два типа – жертвенник всесожжения (алтарь) и жертвенник воскурения (треножник), то позднее в христианских религиях эти две формы жертвенников развивались самостоятельно, причем первая превратилась в стационарный (а не переносной, как прежде) алтарь в центре храма, а вторая – в небольшую переносную (ручную) паникадильницу (не путать алтарь с алтарным помещением).

АЛТЫНКА – (слав.), дочь Амфелы, сестра Велеса, дух Алтайских гор, в особенности горы белухи.

АЛФАВИТ – буквы во всех культурах имеют символическое значение – иногда двойное, когда оно соответствует как их форме, так и звучанию. Буквенный символизм, возможно, происходит от первобытных пиктограмм и, в особенности от идеограмм, согласно теории космических соответствий, которая утверждает, что каждый компонент некоторого ряда должен соответствовать определенному компоненту параллельного ряда. Так, например, выглядит символика некоторых букв латинского алфавита по Бейли: A относится к конусу, горе, пирамиде, первопричине; C – молодая луна, море, Великая Мать; D – бриллиант, алмаз, день; E – буква Солнца; F – огонь жизни; G означает Творца; Н – созвездие Близнецов, порог; I – число один, ось Вселенной; L – власть; M и N – морские волны и извивающаяся змея; O – солнечный диск, символизирующий совершенство; Р, R – пастуший посох, жезл; S – змея или змей; T – молот, двусторонний топор, крест; U – кольцо Юпитера; V – сосуд, конвергенция, сдвоенный радиус; X – крест света, единство двух миров – высшего и низшего; Y – триединство, перепутье; Z – зигзаг молнии и тому подобное. Существует много различных теорий о происхождении начертаний форм букв, как, например, астрологическая (прототипами форм букв послужили очертания некоторых созвездий и потому буквы есть язык неба) или теория тифинаров («tifinars») или доисторических символических знаков, предложенная Жатефосс в 1945 г.

АЛФАВИТ ЕВРЕЙСКИЙ – состоит из 22 букв. К 22 буквам добавляют ещё 5 так называемых конечных, которые употребляются, когда они стоят в конце слова. Всего 27 букв. Этим алфавитом, происходящим от финикийского (западно-семитского), стали пользоваться приблизительно за 1200 лет до н.э. Мистика 22 букв отражает в символической форме законы универсума. Так, буквы:
от алеф до йод – означают мир невидимый, то есть мир ангелов, правящих разумов, получающих свою силу от первоисточника вечного света, принадлежащего Богу, от которого все исходит;
от каф до пе – представляют мир видимый, относящийся к Богу Сыну как к божественной премудрости, создавшей бесчисленное количество миров, вращающихся в бесконечном пространстве. Каждый из них находится под охраной разума Создателя, чтобы удержаться на определенных орбитах, не нарушая порядка и гармонии;
от чаде до тау – являют мир стихий, приписываемых философами Святому Духу, который правит существами и дает душу и жизнь всем созданиям.
Каждая буква еврейского алфавита соответствует имени Бога, то есть означает определенное качество, закон.

АЛФИТОМАНТИЯ – испытание пшеничным или ячменным хлебом. Подозреваемых собирали вместе, и каждый должен был сказать: «Если я лгу, да подавлюсь я этим хлебом»; после чего съедал ломоть хлеба. Невинный не должен был страдать, тогда как виновный испытывал такие муки от несварения, что не мог скрыть этого. (Иногда хлеб предварительно натирали вербеной. Эта священная трава должна была помочь правосудию.)

АЛХИМ – (евр.).
1. Эманированные активные и пассивные сущности.
2. Квинтэссенция, высшая степень качества, полноты божественности в лице единого Бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов.
3. В каббале – титул бины, Божественной Матери.
Синоним – Элохим.

АЛХИМИЯ – (от араб. ул-хеми, ал-кимия), рассматривает тончайшие силы природы и те разнообразные условия, при которых они выявляются. Главная цель алхимии – нахождение философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и т д. Стараясь под покровом искусственного языка скрыть от непосвященных mysterium magnum (великое таинство) настолько, чтобы это было безопасным в руках исполненного эгоизмом мира, алхимик объявляет первым принципом существование универсального растворителя, с помощью которого все составные тела (вещества) разлагаются в однородную субстанцию, от которой они произошли. Эта субстанция называется чистым золотом, или summa materia (высшая материя). Универсальный растворитель (именуемый также menstruum universale) способен удалять все болезни из человеческого организма, возвращать молодость и продлевать жизнь (смотри также Алкахест).
Алхимия изучается в трех разных аспектах: в космическом, человеческом и земном. Эти три метода олицетворялись тремя алхимическими веществами – серой, ртутью и солью. В земном аспекте алхимия – это трансмутация элементов, основанная на процессах растворения и сгущения. В человеческом аспекте алхимия – это метод трансмутации духовного состояния человека. Духовная, ментальная, психическая и физическая сферы человеческого существования в алхимии приравнены к четырем элементам – огню, воздуху, воде и земле, и каждый из них может быть в одном из трех состояний – в устойчивом, изменчивом и летучем. В космическом аспекте алхимия соотносит процессы человеческие с зодиакальными событиями и проводит параллели между космическими и духовными процессами.

АЛЫ – в армянской мифологии – злые духи, вредящие роженицам и новорожденным. Они имеют антропозооморфный облик, мохнаты, с огненными глазами, медными когтями, железными зубами, бывают мужского и женского пола; живут в горах, песчаниках, часто в углах домов или в хлевах, а их царь – в глубоком ущелье.

АЛЬ – гипотетическая частица астрала (астрального поля). Эти частицы считают самыми крупными ядрами тонкого мира, эфира. Иногда их называют эфиронами. По размерам они в 100–1000 раз меньше электронов.

АЛЬБАДАХА – (бурят.), завораживать, обольщать, очаровывать людей.

АЛЬБАН – (бурят.), волшебник, чародей, колдун. По анимистическим представлениям шаманистов, альбины – группа духов, блуждающих, кочующих то с запада на восток, то с востока на запад в пору между полнолунием и новолунием.

АЛЬБАНАЙ СУГЛААН – (бурят.), собрание духов-альбинов.

АЛЬБАТА – (бурят.), владеющий волшебством.

АЛЬВЫ – (сканд.), низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В «Старшей Эдде» Альвы противопоставляются высшим богам, асам.

АЛЬМАНАХ – (от араб. альмана – мера, время), разновидность научной литературы, которая была заимствована европейцами в эпоху средневековья у арабов. Первоначально альманахами назывались таблицы положений планет, снабженные астрологическими предсказаниями. Впоследствии к ним стали добавлять сведения календарного характера, стихи, небольшие рассказы и официальные извещения. На Руси сочинения, носящие название «Альманах» («Альманак»), известны с XVI в. и были либо просто переводом западных альманахов, либо компиляцией из нескольких иностранных книг астрологического, астрономического и мироведческого характера.

АЛЬРАУНЫ – в фольклоре европейских народов – крохотные существа, обитающие в корнях мандрагоры. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Они приходятся дальними родственниками кобольдам.

АЛЬСЕИДА – (греч.), древесная нимфа.

АЛЬТЖИРАНГА – (австрал. время сон или рассвет мира), в религии австралийских аборигенов – мифологическое время, имеющее начало, но не имеющее конца. Во время альтжиранга мифические существа создали природу и человека. Некоторые из этих существ принимали облик человека или животных (которые впоследствии стали тотемами). Австралийцы верят, что «зачинатели мира» установили местный общественный строй и его «законы». Первые люди явились потомками великих матерей плодородия и мужчин прародителей. Хотя считается, что мифические существа альтжиранга бессмертны, некоторые из них были убиты, другие превратились в скалу или колодец, третьи приняли форму ритуальных предметов (смотри Чуринга), но их вечная сущность осталась прежней. Места, в которых происходили мифические события, считаются священными и предназначены для проведения ритуалов.
Альтжиранга является сложным комплексом верований и обычаев, в котором большую роль играет тотемизм. По представлениям аборигенов, человек – часть природы и по существу ничем не отличается от мифических существ и животных. Тотем помещает человека в альтжирангу и наделяет его неразрушимой, бессмертной индивидуальностью.
Синоним – Альчеринга.

АЛЬФА (?) и ОМЕГА (?) – первый и последний, начало и конец всякого активного существования; Логос – Христос. По форме альфа (?) похожа на две окружности (вторая неполная), признак Бога-создателя, в то время как омега напоминает факел, то есть огонь апокалипсического разрушения.

АЛЬФА ПОЛАРИС – (лат.), звезда, которая была полярной 31 150 лет тому назад.
Синоним – Дхурва (санскр.).

АЛЬФА-СОСТОЯНИЕ – одно из измененных состояний сознания, когда в электрической активности мозга доминирует ?-ритм. Подобные альфа-состояния возникают также спонтанно перед засыпанием (8–13 Гц).
Смотри также Бета-состояние.

АЛЬЧЕРИНГА – (австрал. время сон или рассвет мира), в религии австралийских аборигенов – мифологическое время, имеющее начало, но не имеющее конца. Во время альчеринга мифические существа создали природу и человека. Некоторые из этих существ принимали облик человека или животных (которые впоследствии стали тотемами). Австралийцы верят, что «зачинатели мира» установили местный общественный строй и его «законы». Первые люди явились потомками великих матерей плодородия и мужчин прародителей. Хотя считается, что мифические существа альчеринга бессмертны, некоторые из них были убиты, другие превратились в скалу или колодец, третьи приняли форму ритуальных предметов (смотри Чуринга), но их вечная сущность осталась прежней. Места, в которых происходили мифические события, считаются священными и предназначены для проведения ритуалов.
Альчеринга является сложным комплексом верований и обычаев, в котором большую роль играет тотемизм. По представлениям аборигенов, человек – часть природы и по существу ничем не отличается от мифических существ и животных. Тотем помещает человека в альчерингу и наделяет его неразрушимой, бессмертной индивидуальностью.
Синоним – Альтжиранга.

АМА АЛДАХА – (бурят. проговориться, обмолвиться), нечаянно обронить слово, противоречащее религиозным установлениям и запретам, за что неминуемо должно рано или поздно наступить возмездие, от которого человек может избавиться, лишь совершив обряд жертвоприношения. В основе этого поверья лежат древнее представление о магической силе слова и идея об искупительной жертве.

АМАГЯТЬ – (якут.).
1. Дух-покровитель шамана. После смерти шамана амагять старается переселиться преимущественно в кого-либо, принадлежащего к роду покойника.
Дух-покровитель – неотъемлемая часть каждого шамана; даже самый слабый шаман обладает амагятем и ие-кылой – звериным духом-покровителем, волшебным духом, дьяволом пожирателем. Сообразно силе своих амагятей шаманы подразделяются на три группы:
кеники оюн (последние) – это собственно не шаманы, а разные истеричные, полоумные, юродивые и другие странные люди, обладающие способностью толковать и видеть вещие сны, ворожить, лечить легкие болезни, прогонять мелких, пакостливых чертей; они почти лишены амагятей и не могут справлять больших шаманств с барабанным боем, заклятиями и принесением жертв;
орто оюн средние шаманы – это обыкновенные чародеи, обладающие волшебной силой в разной степени, сообразно своему таланту и силе своих амагятей;
улухань оюн – великие шаманы, покровительствующий дух которых ниспослан самим улу-тоёном. Это могучие чародеи; зову таких шаманов благосклонно внимает сам властелин тьмы.
2. Медная пластинка с изображением человека, которую шаман вешает на груди, приступая к колдовству. Изготавливать подобные атрибуты без вреда для себя может только кузнец в девятом колене. Амагять – медная пластинка длиною в указательный палец, шириной в половину ладони.
Синоним – Эмэхэт.

АМАЛФЕЯ – (слав.), дочь коровы Земун, мать Велеса. В русских былинах – Амелфа Тимофеевна, мать Василия Буслаева либо Алеши Поповича. В греческих мифах – корова либо коза Амалфея, вскормившая Пана и Зевса. Она же Амрита (санскр.), Амеша и Амертат (зенд.), Ам (др. евр.), Амма (догоны). Возможно, её имя происходит от мантры «АУМ». Древнейший смысл имени – бессмертная фея («а-мер» – «не-смерть»), дающая напиток бессмертия, амриту (у славян – абриту). Впоследствии имя стало обозначать «кормилица-фея», так как она вскормила своим молоком бога.
Синоним – Амелфа.

АМАНАСА – (санскр. лишенные разума), ранние расы на нашей планете; а также определенные индуистские боги.

АМАСИ – (браз.).
1. Омовение головы медиума, целью которого является укрепление связи между медиумом и его головным ориша.
2. Омовение бус.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ – (от греч. amphi – приставка, обозначающая двойственность, и лат valentia – сила), несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. В типичном случае амбивалентность чувств обуславливается тем, что отдельные качества сложного объекта по-разному влияют на человека (можно уважать кого-то за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Особый случай амбивалентности чувств представляет собой противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (например, обида, если эмоционально положительно оцениваемые человеком люди проявляют к нему невнимательность).

АМБИКА – (санскр. мать), милостивая форма богини, одно из центральных божеств религии шактов наряду с Дургой, Кали и Парвати.

АМВОН – (от греч. ambonos – край горы), возвышенное, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон читает Евангелие, провозглашает ектенью, а священник произносит проповеди.

АМЕЛФА – (слав.), дочь коровы Земун, мать Велеса. В русских былинах – Амелфа Тимофеевна, мать Василия Буслаева либо Алеши Поповича. В греческих мифах – корова либо коза Амалфея, вскормившая Пана и Зевса. Она же Амрита (санскр.), Амеша и Амертат (зенд.), Ам (др. евр.), Амма (догоны). Возможно, её имя происходит от мантры «АУМ». Древнейший смысл имени – бессмертная фея («а-мер» – «не-смерть»), дающая напиток бессмертия, амриту (у славян – абриту). Впоследствии имя стало обозначать «кормилица-фея», там как она вскормила своим молоком бога.

АМЕН – (евр. истинно, верно, да будет), имеет несколько употребительных значений:
подтверждение истины и непреложности произносимых слов;
подтверждение судов и определений Божьих;
удостоверение истины и непреложности божественных обетований;
обозначение истины долга и славословия Богу;
знак согласия, а также желания исполнения обещаний;
как заключительная форма молитвы в подтверждение её истины с надеждой услышания;
как самая истина в её воплощении и олицетворении – сам Иисус Христос;
как заключение и конец книги.
Слово амен в еврейском языке состоит из букв А, М, N – 1, 40, 50 – 91 и таким образом однородно и едино по смыслу («истина») с «Иегова Адонай», чье численное значение тоже равно 91(10,5,6,5 и 1, 4, 50, 10).
На эзотерическом языке «амен», или «аминь», означает «сокрытый», египтяне употребляли это слово для призвания своего великого Бога тайны, Амона (или Аммаса, сокрытого Бога), чтобы тот явил себя им.

АМЕНТЕТ – (егип.), богиня царства мертвых (царства Озириса, или царства Запада). Аментет являлась покровительницей людей, прекративших земной путь существования, и встречала их в стране мертвых. Эзотерически царство Аментет разделено на 14 частей, из которых каждая соответствует определенной цели и тому духовному состоянию человека, которого он достиг за время земного цикла существования. Подобно богу Солнца Ра, душа праведника после кратковременного пребывания в царстве Аментет воскресает в мире богов; однако грешник остается там навечно и подвергается разнообразным мучениям.
Синоним – Аменти.

АМЕНТИ – (егип.), богиня царства мертвых (царства Озириса, или царства Запада). Аменти являлась покровительницей людей, прекративших земной путь существования, и встречала их в стране мертвых. Эзотерически царство Аменти разделено на 14 частей, из которых каждая соответствует определенной цели и тому духовному состоянию человека, которого он достиг за время земного цикла существования. Подобно богу Солнца Ра, душа праведника после кратковременного пребывания в царстве Аменти воскресает в мире богов; однако грешник остается там навечно и подвергается разнообразным мучениям.
Синоним – Аментет.

АМЕР – (греч.), неделимые частицы, составляющие атомы. Вся совокупность амеров, перемещающихся в пустоте, является общемировой средой, айпероном (термин Анаксимандра) или эфиром (русское наименование). Идея существования амеров была выдвинута Эпикуром (342-271 гг. до н.э.). Термин амер введен Демокритом.

АМЕРТАТ – (зенд. бессмертие), один из амеша-спенты, владеющий бессмертием и законами божественного творчества, «живая вода» мироздания. Он божественный проводник всех поэтов и музыкантов, мастеров слова и музыки. Ему надлежит так же, как и христианскому архангелу Гавриилу, разбудить своей трубой или арфой мертвых во время Страшного Суда, Фрашегирда. Творческие деятели, которым он покровительствует, пройдя все искушения, должны остаться чистыми проводниками его живительной силы.
Амертат является братом-близнецом Хаурвата, поддерживающего и восстанавливающего здоровье и целостность организма с помощью «мертвой воды». Сам же Амертат владеет золотой чашей с горячей «живой водой», которая пробуждает жизнь и силы.
Амертат соответствует ведийскому наименованию напитка амрита. Это напиток бессмертия богов, приготовляемый из сомы (зенд. хаома), и аллегория жизненной силы.

АМЕША-СПЕНТЫ – (зенд. бессмертные святые).
1. Шесть божественных сущностей и божественных сил (ангелов) из ближайшего окружения верховного божества Ахура-Мазды, синтезом и седьмым выражением которых является он сам. Иногда амеша-спенты воспринимают как благие аспекты Ахура-Мазды, эманации его божественных качеств. Их имена: Воху-Мана – благая мысль, Аша-Вахишта – высшая справедливость, Кшатра-Варью – лучшая власть, Амертат – бессмертие, Хаурват – целостность, здоровье, Армаити – благодетель Мира.
2. Прототипы семи духов, с архангелом Михаилом во главе, синонимы Небесного Воинства, Семи Ангелов Присутствия, встречающихся в интерпретации римских католиков.
3. Покровители священных стихий и животных. Известен также миф о встречах Заратусты с каждым из амеша-спентов в различных местах Западного Ирана. Считается, что семь явлений амеша-спентов пророку послужили началом утверждения на земле зороастрийской веры.
4. У гностиков в оккультных учениях амеша-спенты являются строителями, так называемыми космократами. Ощутимы параллели амеша-спентов с семью праджапати, сефиротами и так далее.

АМИДА – 1. (япон.) То же, что Амитабха.
2. Важнейшая молитва иудейского богослужения, произносимая стоя; также называется «Шэмонэ Эсрэй» («Восемнадцать») – по количеству благословений, из которых она состояла изначально. В талмудической традиции часто упоминается просто как «молитва», безо всяких дальнейших уточнений.

АМИН – (бурят.).
1. Дыхание, жизнь. Ами орохо – прийти в себя, появиться (о признаке жизни).
2. Душа. В отличие от народного монистического понятия амина как основы жизни, шаманизм раздваивает её на физическую и духовную, рассматривая смерть человека не только как прекращение дыхания, но и как отлёт неосязаемого «двойника» человека от тела, то есть отлёт души. Поэтому буряты различают два понятия. Первое из них – единая материально-духовная сила, энергия, поддерживающая жизнь; второе – чисто духовное начало, независимая от тела душа человека, представляющаяся бессмертной.
По некоторым дошаманистическим представлениям бурят, душа человека смертна, как и тело, и спустя большой промежуток времени она превращается в такие материальные вещи, как, например, загаженный детьми войлок (кошма), старая тазовая кость и тому подобное

АМИНЬ – (евр. истинно, верно, да будет), имеет несколько употребительных значений:
подтверждение истины и непреложности произносимых слов;
подтверждение судов и определений Божьих;
удостоверение истины и непреложности божественных обетований;
обозначение истины долга и славословия Богу;
знак согласия, а также желания исполнения обещаний;
как заключительная форма молитвы в подтверждение её истины с надеждой услышания;
как самая истина в её воплощении и олицетворении – сам Иисус Христос;
как заключение и конец книги.
Слово аминь в еврейском языке состоит из букв А, М, N – 1, 40, 50 – 91 и таким образом однородно и едино по смыслу («истина») с «Иегова Адонай», чье численное значение тоже равно 91(10,5,6,5 и 1, 4, 50, 10).
На эзотерическом языке «амен», или «аминь», означает «сокрытый», египтяне употребляли это слово для призвания своего великого Бога тайны, Амона (или Аммаса, сокрытого Бога), чтобы тот явил себя им.

АМИТАБХА – (санскр. неизмеримый свет).

1. Третья дхьянибудда самбхогакаи, имеющая красный цвет. Представляет собой «мудрость, познающую по отдельности», в которую в процессе йогической практики превращается скандха различения (санджня). Элемент различения важен для живых существ, без него мир казался бы однородным, нельзя было бы отличить друга от врага, красоту от безобразия, полезное от бесполезного. Когда индивид реализует мудрость, познающую по отдельности, он продолжает различать вещи по многообразным признакам, но благодаря этой мудрости он постигает шуньяту каждой из них, что избавляет его от чувства привязанности, страсти в любой его форме; созерцание прекрасного в аспекте категорического императива также отсутствует. Йог, реализующий махамудру, выходит за пределы пространства и времени, а, следовательно, за пределы страсти и сансарных условностей, за пределы сансарных эстетических ценностей.
2. Будда западного направления, красного цвета, глава семейства лотоса. Символ Амитабхи – монах, собирающий подаяние, его праджня (женское соответствие) – Пандаравасини. Эманация Амитабхи – бодхисаттва Авалокитешвара; его земное воплощение – Будда Шакьямуни.

АМИТАЮС – (санскр.), Будда долгой жизни. Медитации на него служат обретению здоровья и долголетия.

АМИТОФО – (кит.), то же, что Амитабха (санскр. неизмеримый свет).
1. Третья дхьянибудда самбхогакаи, имеющая красный цвет. Представляет собой «мудрость, познающую по отдельности», в которую в процессе йогической практики превращается скандха различения (санджня). Элемент различения важен для живых существ, без него мир казался бы однородным, нельзя было бы отличить друга от врага, красоту от безобразия, полезное от бесполезного. Когда индивид реализует мудрость, познающую по отдельности, он продолжает различать вещи по многообразным признакам, но благодаря этой мудрости он постигает шуньяту каждой из них, что избавляет его от чувства привязанности, страсти в любой его форме; созерцание прекрасного в аспекте категорического императива также отсутствует. Йог, реализующий махамудру, выходит за пределы пространства и времени, а, следовательно, за пределы страсти и сансарных условностей, за пределы сансарных эстетических ценностей.
2. Будда западного направления, красного цвета, глава семейства лотоса. Символ Амитабхи – монах, собирающий подаяние, его праджня (женское соответствие) – Пандаравасини. Эманация Амитабхи – бодхисаттва Авалокитешвара; его земное воплощение – Будда Шакьямуни.

АМНИОМАНТИЯ – термин, обозначающий традиционные прорицания в отношении ребенка, родившегося в т. н. «сорочке».

АМОГХАПАША – (санскр.), одна из манифестаций Авалокитешвары; божество, помогающее в очищении душевных загрязнений и результатов нарушения обетов.

АМОГХАСИДДХИ – (санскр.).
1. Пятая дхьянибудда самбхогакаи, имеющая зеленый цвет. Представляет собой «действенную мудрость», в которую в процессе йогической практики превращается скандха действия, или самскара-скандха. Всякое живое существо несёт в себе окутанный авидьей ясный свет, что в целом и есть загрязненная клешами алаявиджняна, истинная природа, которой есть дхармовое тело Будды, дхармакая. По достижению этой мудрости зависть и гордость исчезают из жизни личности. Все усилия человека направляются на благо живых существ, и через такие усилия он обретает состояние Будды и освобождается от сансары.
2. Будда северного направления, зеленого цвета, глава семейства кармы, или действия. Олицетворяет непогрешимую истину. Его праджня (женское соответствие) – Тара, эманация – бодхисаттва Вишвапани, земное воплощение – Будда Матрейя.

АМРИТА – (санскр. бессмертие).
1. Секрет, выделяемый мистической железой в области гипоталамуса. Его называют эликсиром жизни, так как он укрепляет организм, препятствует возникновению заболеваний, старению и смерти.
2. Нектар божественного блаженства, который стекает из сахасрара чакры, когда йог входит в очень глубокие состояния медитации.
3. Возможно, что от этого слова происходит греческое слово амброзия – пища или напиток богов. Амброзия имеет точное ведическое соответствие – легендарный эликсир, называемый сома, один из йентральных элементов в ведических ритуалах, в которых он почитается как божество.

АМРИТА-КУНДАЛИНИ – (санскр.), гневное тантрическое божество в женской форме. Её призывают при свершении обрядов очищения места перед проведением ритуалов.

АМСЫ – (санскр. лучи), второстепенные аватары; великие духовные учителя.

АМУЛЕТЫ – (от араб. хамала – носить, хамалет – подвеска), один из трех видов искусственных фетишей: амулеты, талисманы и идолы, амулеты – магические предметы, предназначенные для избавления от действия отрицательных сил, от зла, несчастья, болезни и т д. Они сдерживают и сглаживают внутренние побуждения, способные повредить его хозяину, избирательно повышают иммунитет к вирусно-бактериальному заражению, помогают организму справиться с неполадками в его системах в пределах области своего влияния. Амулеты способствуют не только концентрации подсознательной сферы на улавливание первых признаков грозящей опасности, ещё не заметных для активного сознания, но и подаче инстинктивных импульсов подсознания, побуждающих человека уйти от угрозы, покинуть небезопасное место.

АМФИСБЕНА – легендарный зверь из греческой мифологии, у которого на хвосте росла вторая голова. Когда одна из голов спала, другая бодрствовала.

АН – (шумер. небо), в древнешумерских мифах – бог неба, «самый главный бог», создавший небо.

АНА – в старых чеченских и ингушских мифах – обожествлённая мать-земля. Местонахождение Аны таково, что «лицо её обращено на восток и видно нам во время утреннего сияния рассвета, а затылок – на запад, вечером Солнце заходит позади него».
Синонимы: Нана (2), Лата.

АНА-НОКА – (браз.), ароматическая палочка, сжигаемая для привнесения гармонии в окружающую среду. Применяется в очистительном ритуале.

АНАВА – (санскр.), заслон естественной мудрости, свету, который позволяет проявляться духовному невежеству, эгоизму и гордости. Анава присуща созревающей душе, как кожура – семени. Когда душа созревает, приходит ангураха, «милость», и анава отпадает.

АНАВА-МАЛА – (санскр. нечистота малости, ограничивающий принцип), индивидуальная завеса, которая обволакивает душу. Источник конечности и невежества, главнейшие узы из трех (анава, кама, майя), которые временно ограничивают душу. Анава-мала так же важна в агамической философии, как майя-авидья в ведантической. Именно наличие анава-малы вызывает непонимание природы бога, души и мира, чувство отдаленности от бога и от Вселенной.

АНАВА-УПАЙЯ – (санскр.), в философии кашмирского шиваизма означает все формы ритуальной, йогической и медитативной практики, в которых активную основную роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. Анава-упайя – самый низший тип садханы.
Смотри Упайя.
Синоним – Анавопайя.

АНАВОЛИЙ – белая одежда, надеваемая на человека, который проходит обряд крещения.

АНАВОПАЙЯ – (санскр. путь индивидуума), в философии кашмирского шиваизма означает все формы ритуальной, йогической и медитативной практики, в которых активную основную роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. Анавопайя – самый низший тип садханы.
Смотри Упайя.
Синоним – Анава-Упайя.

АНАГАМАН – (санскр.), предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению; достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и достижения нирваны. Анагаман также символизирует окончание пути возрождения в мире желаний.
Синоним – Анагамин.

АНАГАМИН – (санскр.), предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению; достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и достижения нирваны. Анагамин также символизирует окончание пути возрождения в мире желаний.
Синоним – Анагаман.

АНАКТЫ – (греч.), демоны-хранители. Возможно, что они потомки гиганта Анакта, сына Урана и Геи.

АНАЛОЙ – (греч.), в православном храме – стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы. Во время свершения таинства бракосочетания священник обводит новобрачных вокруг аналоя.
Синоним – Налой.

АНАМНЕСИС – (греч. припоминание), термин платоновской философии, обозначающий состояние припоминания душой в этом мире виденного ею в мире потустороннем: лишь этим путем могут быть достигнуты идеи, абстрагированные от материальных вещей. Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейские представления о бессмертии души.

АНАНДА – (санскр.).
1. Чистая радость, наслаждение, удовольствие, которые никак не связаны с представлениями о материи. Ананда подразумевает блаженство и счастье, которые человек переживает, сознательно выходя за пределы своего тела. Это экстаз полной свободы, который нисходит на каждого, кто хотя бы на время оставляет свой земной прах и выходит в бесконечное пространство.
2. В буддийской традиции – двоюродный брат и любимый ученик Шакьямуни, сопровождавший его как слуга на протяжении 45 лет. После смерти Будды со слов Ананды была составлена центральная часть канона «Трипитаки» – «Сутра-питака».

АНАНДАМАЙЯКОША – (санскр. оболочка блаженства), интуитивно-сверхсознательная оболочка или актиническо-причинное тело. Это самая внутренняя форма души (сварупа) является предельной основой всей жизни, разума и высших способностей. Её сущность Парашакти (чистое сознание) и Парашива (абсолют). Анандамайякоша – оболочка в ином смысле, нежели четыре внешних коши. Это сама душа, тело света, или карана-шарира, причинное тело. Анандамайякоша – это то, что эволюционирует через все воплощения и за их пределами до полного финального слияния (вишваграсы) с первичной душой, Парамешварой. Тогда анандамайякоша становится шивамайякошей, телом бога Шивы. У шиваитов анандамайякоша – тело души, погруженное в Шиву.
Смотри также Карана-шарира.

АНАНТА – (санскр. бесконечность), имя, данное великому свернутому кольцами змею, на котором, согласно пуранам, возлегает Вишну. Змей является символом вечности времени, эона – срока, или периода, в течение которого мысль в сознании Вишну развивается до совершенства, идеала, архетипа или полного завершения.

АНАСТАЗИС – (греч.), непрерывное бытие души.

АНАТМА – (санскр. Не-Я), мир иллюзий; то, что соответствует проявленному миру, как объективному, так и субъективному. Поток последовательных состояний, который и образует жизнь. Понятие используется как невраждебная в жизненных проявлениях противоположность высшему «Я», черпающая из последнего свои силы до тех пор, пока, наконец, не созревает окончательное интуитивное прозрение (вивека), после которого сознание освобождается от ошибок, или авидьи.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – в соответствии с астрологическими представлениями о том, что человек (микрокосм) подобен Вселенной (Макрокосму), каждая часть тела была поставлена в соответствие определенному знаку зодиака и определенному небесному дому.

Знак Дом Часть тела
Овен
 
I Голова
Телец II Шея
Близнецы III Плечи и руки
Рак IV Легкие
Лев V Сердце и печень
Дева VI Живот (верхняя часть)
Весы VII Живот (нижняя часть)
Скорпион VIII Половые органы
Стрелец IX Бедра
Козерог Х Колени
Водолей XI Голени
Рыбы XII Ступни

Первый знак (Овен) и первый небесный дом соответствовали голове человека; и так далее по порядку знаков зодиака сверху вниз в теле человека. Каждый знак зодиака управляется определенной планетой, которая вследствие этого воздействует на соответствующую часть организма.

Планета Части тела
 
Солнце Кровь, голова, грудная клетка, шея
Луна Грудная клетка, шея
Меркурий Плечевой пояс, желудок, ступни
Венера Половая сфера (у женщин), шея, ступни
Марс Половая сфера (у мужчин), живот, голова
Юпитер Легкие, бедра, ступни
Сатурн Ноги, мочевой пузырь, селезенка

АНАФЕМА – (от греч. anatithenai – учреждать или посвящать), в Ветхом Завете словом анафема обозначается существо или предмет, приносимые в жертву. Жертва считалась одновременно и священной, и проклятой. В описаниях религиозных войн анафемами названы также враги и их осажденные города.
В Новом Завете термин приобрел другое значение. Св. Павел обозначал словом анафема проклятие и изгнание из христианской общины. В 431 г. Св. Кирилл Александрийский выдвинул знаменитые 12 анафем против еретика Нестория. Начиная с VI в. анафема стала означать наисуровейшую форму отлучения еретика от христианской церкви и осуждение его доктрины. Более мягкой формой считалось отлучение от таинств, вину можно было искупить с помощью епитимьи.
Ритуал и порядок провозглашения анафемы был установлен на Халкедонском соборе (451 г.); с тех пор она неоднократно использовалась в политических целях против различных общественных деятелей, что, в конце концов, подорвало веру большинства христиан в мистическую действенность ритуала. Последняя анафема в православной церкви была провозглашена в 1918 г. патриархом Тихоном, который проклял таким образом диктатуру большевиков; в католичестве же анафемы коммунистам провозглашались до конца 60-х годов.

АНАФОРА – (греч. возношение), в православном ритуале – особая литургическая молитва, начинающаяся после пения «Символа веры». Центральный момент анафоры – возношение (поднятие над престолом) приготовленных для причастия Святых даров. Иногда анафорой называют «воздух» – большой плат, которым священник покрывает потир и дискос после перенесения Святых даров с жертвенника на престол.

АНАХАТА – (санскр. непроизведенная), двенадцатилепестковая чакра, лотос, сердечный центр хрит-падма, носит также названия «престол сознания», «колесо жизни», «чаша», «небесная ось»; в китайской традиции называется средний дань тянь и локализуется в точке тань-чжун. Расположена в центре груди; её падма находится между IV и V грудными позвонками. Анахата – чакра любви к частному индивиду – раскрывается возвышенной расслабленностью, принятием всех живых существ с их изначальным правом на существование, с каждым её лепестком связан один из главных акупунктурных каналов, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой. Раскрытие анахаты способствует ясновидению, яснослышанию, выходу в мир мысли, общению с иными мирами. Относится к первоэлементу воздуху, её планета Венера. Анахата является сосредоточием, вместилищем предшествующего опыта всех прожитых человеком воплощений.

АНАХАТА ШАБДА – (санскр.), третье (из четырех) состояний звука. Первые три состояния представляют собой внутренние мистические голоса и звуки, слышимые йогом на начальном этапе своей медитации, а на последней стадии осуществляется физическое восприятие звука.

АНАХОРЕТ – (греч.), отшельник. В христианстве – это люди, удалившиеся в пустыню, которые молятся, постятся и упражняются в благомыслии.

АНГА – (санскр. часть, орган тела).

1. Аспекты, ступени йоги:
яма-воздержание,
нияма – обряды,
асана – положения, или позы, медитация,
пранаяма – управление дыханием в медитации,
пратьяхара – отстраненность от внешних ощущений,
дхарана – концентрация,
самадхи – созерцание.
2. Один из терминов вира-шиваизма, обозначающий индивидуальную душу, находящуюся в единстве с Шивой как часть с целым.

АНГАС – (санскр.), система ценностей, характерная для духовной йоги, которая отличается от хатха йоги. Ангас подразумевает правильные систематические занятия дыхательными упражнениями, медитацией и созерцанием.

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ – выполняет охранительную функцию, которая распространяется как на конкретного человека, начиная с его внутриутробного развития, с последующим сопровождением избранника на всех путях жизни (что предопределено несомненными кармическими заслугами индивида), так и на целые народы. Ангелы-хранители являются водителями, как отдельных наций, так и всего человечества планеты.
Присутствие ангела-хранителя можно определить по внезапно появившемуся слабому аромату жасмина или розы. Кроме того, запах сосны, сосновой смолы, означает появления ангела, избавляющего от болезней; запах фрезии – ангела, приносящего весть; аромат сирени – ангела, дающего счастье и благословение; запах сандала – ангела, инициирующего интеллектуальное творчество.

АНГЕЛОЛОГИЯ – учение об ангелах. Разделяется на два направления: ангелология свидетельств и ангелология онтологическая. Ангелология свидетельств – это фиксация явлений ангелов человеку. В последнее время на Западе и в США она оформилась в отдельное общественное движение: публикуются книги о встречах с ангелами, издаются специальные журналы, создаются ангелические общества, собираются конференции, пишется специальная ангелическая музыка, создаются целые галереи картин, посвященных ангелам.
Онтологическая ангелология занимается вопросами бытия ангелов, пытаясь разрешить вопросы: что есть ангел, каковы его составные части, каково его место в мироздании, каково соотношение ангела и человека и тому подобное
Смотри также Тело ангела.

АНГЕЛЫ – (от лат. angelus – вестник, гонец), сотворенные Богом высшие духовные существа, бесплотные, одаренные разумом, свободой воли и большим могуществом, то есть все небесные существа. Однако при объяснении иерархической структуры небесных существ наименование «ангелы» имеют существа последнего класса в небесной иерархии.
От Псевдо-Дионисия Ареопагита происходит классификация ангельских чинов на три разряда: три старших, три средних и три нижних чина. Старший: серафимы, херувимы, престолы. Средний: господства, силы, власти. Нижний: начала, архангелы, ангелы. Последние (архангелы и ангелы) – хранители людей и всего физического мира.

Ангел Месяц, вверенный ангелу Астрологический знак
Гавриил

Варахиил

Михидиил

Асмодиил

Авриил

Муриил

Верхиил

Гамалиил

Уриил

Вербиил

Аднахиил

Ханаил

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Водолей

Рыбы

Овен

Телец

Близнецы

Рак

Лев

Дева

Весы

Скорпион

Стрелец

Козерог

 Ангел – третий ангельский чин низшего разряда. В них интегрирован весь опыт иерархической лестницы небесных существ, поэтому говорят, что ангелы заключают в себе все чины небесных умов.

Ангел Вверенные ангелу Функция ангела
Небесное тело День недели Дерево
Рафаил Солнце Воскресенье Ракита Греть или опалять
Гавриил Луна Понедельник Ива Пестовать или вредить
Самаил Марс Вторник Дуб Усиливать или ослаблять
Михаил Меркурий Среда Миндаль Одаривать мудростью или глупостью
Цидкиил (Аспиил) Венера Четверг Терпентиновое дерево Даровать плодородие или бесплодие
Ханаил (Кафциил) Сатурн Пятница Айва Удовлетворять или сдерживать сердечное желание
Кефарил (Задкиил) Юпитер Суббота Гранат Исцелять или обрекать проклятию

С точки зрения оккультизма ангелы – это чисто ментальные существа, занятые иволютивными процессами.
Падшие ангелы (демоны, бесы, злые духи) по иудеохристианской традиции возглавляются Сатаной, другое его имя Люцифер, то есть несущий свет, или светоносный. Сатана происходит из нижнего чина и является одним из архангелов, по другой версии Сатана происходит из серафимов. Падших ангелов часто называют по-гречески – аггелами для большего отличия небесного воинства от сатанинского. В христианстве существует даже наука о злых духах – аггелология.
В иудейских преданиях часто упоминаются четыре ангела у Престола Божия: Михаил – правит Востоком, Рафаил – правит Западом, Гавриил – правит Севером и Уриил – правит Югом. В 787·г. Седьмой Вселенский Собор учредил ограниченный догмат, касающийся архангелов и ангелов, а также их имен и особых функций.

АНГЕЛЫ ПАДШИЕ – по Мильтону, они составляют треть небесного воинства и происходят из всех ангельских чинов: начал, властей, херувимов, серафимов, престолов. Известны имена лишь немногих из них:
Сатана – злейший враг;
Везельвул – следующий по рангу после Сатаны, в других источниках он повелитель мух или навоза, кумир идолопоклонников;
Молох – мерзкий царь, обагренный кровью человеческих жертв;
Хемош – ужас маовитян, зовущийся также Пеор;
Ваалим – дух мужского рода;
Ашатарот – женский дух;
Асторет – с лунным серпом (известна как Астарта, царица небес);
Азазель– высокий херувим;
Там муз;
Дагон;
Риммой;
Велиар – самый похотливый, вначале кажущийся милостивым и человечным, чей язык рассыпает манну.
Падшие ангелы заключены в аду вместе с языческими богами.
Смотри также: Армия тьмы, Аппарат администрации ада, Властители природы из ада, Демоны узких специальностей, Семь смертных грехов.

АНГИРАСЫ – (санскр.), первые из класса полубогов, мудрецы, поющие гимны и приносящие жертвы; соратники и помощники бога Индры.

АНГКУР – (санскр.), мистическое посвящение.
Смотри также Ванг.

АНГОЭЙДЕ – (греч.), у философов-неоплатоников александрийской школы – посредник между грубым (физическим) телом и настоящей душой. Астральное тело в сегодняшнем представлении.

АНГРО-МАЙНЬЮ – (зенд. злой дух), глава сил зла, противник Ахурамазды и создатель всего вредного и нечистого, дух лжи. Как и его антагонист, Ангро-Майнью действует лишь духовно и не имеет материальной оболочки, но борьба между ними совершается непосредственно в материальном мире.
Синонимы: Анхра-Манью, Ахриман, Ариман, Ангро-Манью.

АНДРОГИН – (от греч. andros – мужчина и gynaikos – женщина), совершенный человек, объединяющий в себе оба пола; в отличие от гермафродита, наделенного внешними признаками обоих полов, лишен каких бы то ни было половых признаков. В мифологии и мистических учениях многих народов упоминается о том, что первый человек был создан двуполым, и лишь затем Создатель по какой-то причине разделил его надвое. Такова, в частности, каббалистическая трактовка известного «противоречия» первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», то есть андрогином (1,27), а затем разделил его на двух разнополых существ, создав женщину из его ребра (2,22). Нечто подобное можно обнаружить и в мифах западноафриканского племени догонов. Они читают, что каждый человек изначально рождается с двумя душами, женской и мужской, а затем развивается в ту или иную сторону. Окончательный этап этого развития наступает по достижении совершеннолетия, когда жрецы удаляют у мужчин остатки женской души, а у женщин – остатки мужской.
Таким образом, идея андрогинности является чрезвычайно древней и, по-видимому, базируется на определенных особенностях человеческой психики. Именно так утверждает известный психолог К.Г. Юнг, терапевтический опыт которого доказывает, что человеческая психика андрогинна по своей природе.
Интересно, что идея восстановления утраченной андрогинности лежит в основе многих мистических теорий самосовершенствования: так, тантристы говорят о «слиянии со своей Шакти», даосы – о «соединении инь и ян», каббалисты – о «бракосочетании Господа и Шехины». Отзвуки этих древних учений можно обнаружить даже в поздней христианской мистике: так Э. Сведенборг утверждает, что две души, сочетавшиеся браком на Земле, на Небесах станут единым совершенным существом; но любая супружеская измена (пусть даже законодательно оформленная) способна разрушить целостность.

АНДРОГИННЫЙ КОЗЕЛ (МЕНДЕСА) – смотри Бафомет.

АНДРОГИННЫЙ ЛУЧ – у эзотериков – первый дифференцированный луч; второй Логос; Адам Кадмон. В первой главе Книги Бытия, а также в каббале предстает как ипостась, содержащая два начала: мужское и женское.

АНИМА – (санскр.), один из восьми видов сиддхи, «тонкость», способность произвольно уменьшать размер тела.

АНИМА МУНДИ – (лат. мировая душа), понимается в высшем своем аспекте как нирвана, в низшем – как астральный свет. Анима мунди – субстанция, которая проникает и пропитывает всё, включая все семь планов чувствования и сознания, одушевляя и наполняя их своим трансцендентным содержанием.

АНИТЬЯ – (санскр. непостоянство), непостоянство бытия, один из «трех признаков» буддизма, отличающих его от других религий (трилакшана). С анитьей связаны страдание (духкха) и отсутствие вечной души (анатма). Понимание анитьи – первая ступень к достижению нирваны.

АНКХ – (егип.), символ жизни – тау-крест с овальной петлей вместо верхнего луча.
Синоним – Анх.

АННАКОША – (санскр.), материальная оболочка тела, через которую осуществляется физический контакт и в которой формируется физический образ.

АННАМАЙЯКОША – (санскр.), физическое, или одическое, тело, самая грубая из оболочек, но обязательная для эволюции и самореализации, так как только в ней могут полностью функционировать все чакры.
Смотри также Коша.
Синоним – Стхула-шарира.

АННАПРАШАНА – (санскр. кормление) – церемония, отмечающая первый прием твердой пищи и проводящаяся примерно в шестимесячном возрасте. После этого кормление грудью обычно продолжается.
Смотри Самскары детства.

АННЕДОТЫ – наименование группы рыболюдей, или амфибий, которые, как считали жители Вавилона, принесли им цивилизацию. Первого и самого знаменитого из них называли Оаннес, или Оэ; говорили, что он появился из «большого яйца». Появились они раньше II в. н.э., когда Плутарх писал о мистическом «человеке», который раз в год появляется из залива, а «остальные дни своей жизни проводит, скитаясь с нимфами».
Смотри также Оаннес.

АННОН – (кельт. потусторонний мир), центральная точка ир гвиддбоилла; в космогонической схеме друидов – метафизическая точка, из которой рождается Вселенная. Здесь не существует противоположностей, здесь внутренние и внешние миры встречаются, бесконечности коллапсируют. Это точка всех начал и концов, смерть и новое рождение. Все берет свое начало в анноне и все возвращается туда после своей смерти. Будучи центральной точкой всех кругов (миров), это место не имеет определенных границ, никаких размеров, только положение. В анноне порождается океан авена (духа), который пронизывает все миры.

АННУНАКИ – 1. Высокоразвитая раса пришельцев, появившихся на Земле 400 тысяч лет назад с планеты Нибиру. Впервые высадились на берегах Персидского залива и в Египте. По предположениям, являются родоначальниками шумеров. Покинули землю во время катастрофы Атлантиды и потопа, дав спастись лишь Ною на его ковчеге. После катастрофы вновь посещали Землю и контактировали с возрождающейся цивилизацией. Их стали называть «те, кто пришел с Неба» или элохим по-древнееврейски.
2. Ангелы или духи Земли; элементалы Земли. Главная обязанность аннунаков – определять людские судьбы, то есть они являются духами-покровителями.
Синоним – Ануннаки.

АННУТАРА ТАНТРА – (санскр.), разновидность тибетского тантризма в виде высшего раздела эзотерического учения. Теория и практика этой доктрины состоят из двух частей:
путь без формы, или путь освобождения (тар лам);
путь с формой, или материальный путь (хдисин лам), передаваемый посредством различных йог.
Посредством различных приемов или подходов оба метода, или пути, ведут к одной сверхземной цели, к освобождению.

АНОМАЛИЯ – (греч. anomalia), отклонение от нормы, от обшей закономерности; неправильность. Статистически значимое отклонение от случайной вероятности, которое не может быть объяснено в рамках существующих теорий.

АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА – область на нашей планете, где довольно регулярно наблюдаются аномальные явления.

АНОМАЛЬНОЕ АТМОСФЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ – необычное, редко встречающееся явление (или объект) в воздушном пространстве Земли, которое в большинстве случаев трудно достоверно зафиксировать. Аномальные атмосферные явления не находят своего объяснения с помощью известных физических законов.

АНОМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ – редко встречающееся явление, которое не может быть достоверно объяснено с помощью известных законов. По месту появления аномальные явления различают: аномальные космические явления, аномальные атмосферные явления, аномальные наземные и подземные явления, надводные и подводные явления.

АНОМАЛЬНЫЕ ВОДОЕМЫ – и, водоемы, в которых были зафиксированы аномальные явления: появление из воды человекоподобных или других странных существ, спуски под воду и всплытие дисков и шаров, свечение из глубин и пр.

АНОМАЛЬНЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ – обозначение человека или другого биообъекта, у которого зафиксированы необычные изменения физических полей, их интенсивности.

АНРУ – (егип.), символическое небесное поле, засеянное пшеницей и окруженное железной стеной. Характерным признаком является различная длина стеблей колосьев, которые собираются умершими для Хозяина Вечности. Сами колосья пшеницы в Древнем Египте, являясь символом закона кармы, олицетворяли совокупный итог прожитой жизни, что выражалось в различной высоте стеблей, которые были доступны для сбора перешедшими в Анру. Так, самые высокие стебли (в семь локтей) позволяли собравшим их попасть в царство блаженства (Дэвалоку), собравшие же стебли в три локтя высоты отправлялись в низшие сферы планеты (Камалоку). Количество локтей в Древнем Египте определяло уровень развития личности.

АНТАР – (санскр.), безмолвие.

АНТАР КРИЯ ЙОГА – (санскр.), практика йоги в уединенном месте, свободном от обычных забот, например на природе.

АНТАРАБХАВА – (санскр.), промежуточное состояние между смертью и последующим рождением. В этот период индивидуальное сознание существует как гандхарва.

Синонимы: Бардо (тибет.), Промежуточный мрак (кит.).

АНТАРАЙЯ – (санскр.), смотри Упасарга.

АНТАРАНГА-ШАКТИ – (санскр.), смотри Сварупа-шакти.

АНТАРДХАНА – (санскр.), мифическое оружие бога Куберы, упоминаемое в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Существа, пораженные этим оружием, мгновенно засыпают и умирают во сне.

АНТАРЛОКА – (санскр. внутренний, промежуточный мир), то же, что Астральный план.

1. Невидимый мир энергии и образований, окружающих нас. Здесь пространства и времени в том виде, как мы представляем, не существует; нет разделения на холод и тепло, зиму и лето, день и ночь. Свет постоянный и мягкий. Закон земного притяжения не действует, сама субстанция непрерывно движется, порой принимая невообразимые формы и цветовые оттенки.
2. В эзотерической доктрине теософов – мир желаний. Второй план семеричного строения конституции человека, который в свою очередь подразделяется на семь подпланов (слоёв):
слой страстей и чувственных желаний;
слой впечатлительности;
слой желаний;
слой чувства;
слой духовной жизни;
слой духовного света;
слой духовного сил.
Негативные силы астрального плана полностью исчезают лишь в трех высших слоях. Здесь доминируют искусство, альтруизм, филантропия и другие лучшие качества. Поэтому, переводя свои эмоции в более высокие области астрального плана, человек может избавить себя от негативных впечатлений.
3. В индуистской традиции астральный план, или антарлока – тонкий мир, охватывает диапазон сознания от вишуддха-чакры в горле до патала-чакры в подошвах ног. Включает в себя:
Махарлока – план равновесия, высший астральный план;
Сваргалока – небесный план, средний астральный план;
Бхуварлока – план атмосферы, низший астральный план – противовес или тонкий двойник физического плана, состоящий из Питрилоки и Преталоки;
Нарака – субастральный план, семь адских сфер, соответствующих семи чакрам ниже основания позвоночника.

АНТАХКАРАНА – (санскр.).
1. Высшая часть сутрамы. У подавляющего большинства людей неразвитая, существует как зародыш. Восточная философия, а также философия веданты использует антахкарану для обозначения разума, который контролирует физическое тело. Развитие антахкараны означает фактически безграничные возможности развития, синтеза и управления своими тонкими и плотным телами, управление своим будущим воплощением; и йоги, которые сумели развить её, могут сами определять условия своих будущих воплощений, или вообще пребывать в Царствии Небесном неограниченное время.
2. Внутренний инструмент – термин веданты для обозначения всего разума в целом, расположенного между «Я» (атма) и его внешним инструментом, телом. Антахкарана состоит из четырех подразделений:
аханкара – то, что идентифицируется как все индивидуальные и принадлежащие данной личности мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идея собственной «персональности»;
буддхи – то, что дает оценку идеям и мыслям и тем фактам, которые они содержат;
манас – то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них;
читта – та часть разума, которая погружена во внешний мир, накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом.

АНТЕННОПОДОБНЫЕ ОБЪЕКТЫ – класс древних и древнейших наскальных рисунков, различных изображений, разбросанных по всему земному шару, которые, по мнению специалистов, изображают антенные или им подобные устройства.

АНТИДОР – (греч. вместо дара), в христианской литургии – остатки просфоры, из которой вынут так называемый агнец (крестообразно надрезанная часть, используемая для причащения). Эти остатки раздаются не успевшим причаститься верующим по окончании литургии вместо Святых Даров. Практика раздачи антидора была введена западной церковью в VII в., а восточной – в IX в. В первые века, когда молящихся было немного, все присутствующие на литургии, «причащались Святых Даров».

АНТИКОСМОС – условное обозначение совокупности всех миров, создаваемых демоническими началами; предполагаемое замещение божественного Космоса. К антикосмосу нашей брамфатуры принадлежат слои: шог, дигм, гашшарва, суфэтх и дно. Термин Д. Андреева.

АНТИМИНС – (греч. вместо престола), четырехугольный льняной или шелковый платок с изображением лежащего в гробу Иисуса Христа и четырех евангелистов по углам; в углах обычно бывают зашиты частицы мощей. Принесение и возложение антиминса на престол – православный обряд, предшествующий таинству и освящению новых церквей.

АНТИНОПОМАНТИЯ – гадание по внутренностям детей, которых приносят в жертву.

АНТИТРИНИТАРИИ – (от греч. против и лат. троица), сторонники христианской ереси, отвергающей догмат о божественной Троице и единосущности трех ипостасей Бога. Из учения антитринитариев вытекает отрицание божественной природы Христа, а признаваемый ими единый Бог часто отождествляется с мировым разумом и природой. Антитринитарии отвергают догмат о первородном грехе, утверждая естественную доброту человека.

АНТИХРИСТ – при написании с большой буквы обозначает специфическое воплощение абсолютного зла, дьявола. Планетарный страж порога. Этот термин применим также к Люциферу, Сатане, наблюдателям и к другим падшим ангелам, не «сохранившим своего достоинства», которые стоят в оппозиции абсолютному благу. «Эти предатели Слова присягнули силам смерти и ада и поклялись погубить Бога, воплощенного в церкви, святых и детях его».
При написании с маленькой буквы антихрист обозначает лицо или силу, антагонистическую Христу, или свету в Иисусе.

АНТИХРИСТОВ – имеющий качества антихриста, отрицающий христо-потенциал в детях Божьих, губящий души извращением образа и света Христа.

АНТИЦИПАЦИЯ – (от лат. anticipatio – предвосхищение), способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия антиципации:
способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления и способ решения проблемы до того, как она реально будет решена (смотри Интуиция);
способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП – принцип, основывающийся на гипотезе о живой, одушевленной Вселенной и предполагающий необходимость набора внешних условий (межгалактических, галактических, звездных и планетных) для дальнейшей эволюции жизни.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЭГРЕГОРИАЛЬНАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ – надэгрегориальный уровень причастности, которому соответствует планетарное самосознание. На этой ступени снимается социальное отчуждение: отождествляясь с человеческим обществом, человек осознает и переживает себя как проявление социума.

АНТРОПОМАНТИЯ – (греч.), разновидность предсказания будущего по внутренним частям человеческого тела (смотри Антинопомантия). В Древнем Египте и Греции – гадание по внутренностям человека после его жертвоприношения. Этот метод эпизодически применялся во времена Римской империи и, вероятно, был возрожден некоторыми изуверскими сектами приверженцев Черной магии.

АНТРОПОМОРФИЗМ – (греч.), наделение бога или богов человеческой формой и человеческими свойствами и качествами.

АНТРОПОС – (греч. человек), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно христианского или около христианского гностицизма – духовный первочеловек как божественное существо, прототип и эманирующий исток для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности); иногда – один из эонов. Соединяя в себе мужскую и женскую сущность, антропос на разных уровнях своего бытия есть верховный Бог («первый антропос»), но также и отображение и эманация «первого антропоса», которая в силу грехопадения соединилась со своим земным подобием (Адам), присущая всем людям как бессмертное начало (дух, внутренний человек, великочеловек) и в них дожидающаяся своего конечного освобождения из мрака материи и тирании архонтов.

АНТРОПОСОФИЯ – ветвь теософии, которую основал австрийский мистик и философ Рудольф Штайнер, утверждавший возможность познания нематериальных духовных миров посредством развития ясновидения или яснослышания. Антропософия определяется как мудрость, относящаяся к человеку, в отличие от теософии, где мудрость относится к Богу Большое влияние на формирование антропософии имело творчество Гёте через раскрытие идей Заратусты. Не менее важным в антропософии было также исследование значения Христа и мистерии Голгофы. Практика антропософии направлена на прозрение в себе высшего существа путем медитации и сосредоточения.

АНТРОПОФЛЮКС – психотропная энергия, эманирующая из человека. Названа так К.Е. Мюллером и открыта им с помощью специального индикатора. Антропофлюкс выделяется всей поверхностью тела, особенно сильно из ладоней рук и стоп, имеет большую проникающую способность через различные субстанции. Характер излучения антропофлюкса из человеческого тела имеет вид импульсов с короткими перерывами.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – представление о том, что человек является центром мира, так как он высший и самый совершенный из всех существ. Антропоцентрические представления астрологии заключены в идее подобия человека (как микрокосма) макрокосму, то есть Вселенной.

АНТЬЕШТИ – (санскр.), смотри Самскары зрелого возраста.

АНУ – (санскр.).
1. Мельчайшие частицы материи, образующие атомы (параману). Ану обладают дхармой. Аналог эфира в западной традиции (смотри также Амер).
2. Индивидуальное живое существо.
3. У шумеро-аккадийцев – бог неба, глава верховной триады богов, в которую входили также Эллиль (Энлиль) и Эйа (Энки). Основной атрибут ану – рогатая тиара, в которой он изображается на храмовых рельефах и печатях. Ану считался отцом богов и создателем демонов, к нему обращались за советом и благословением, а также в ходе магических ритуалов.

АНУБИС – (греч.), бог смерти, изображавшийся в виде человека с головой шакала.

АНУБХАВА – (санскр. восприятие, переживание, опыт), личные переживания, не исходящие из памяти. Непосредственное переживание чего-либо.

АНУГРАХА – (санскр. милость откровения).
1. Одно из качеств-атрибутов Пурна-аватары – власть осыпать милостью.
2. Один из пяти видов деятельности Натараджа.

АНУГРАХА-ШАКТИ – (санскр. милостливая энергия), милость откровения. Присущая Шиве сила просветления, благодаря которой душа освобождается от уз анавы, кармы и майи и в конечном итоге достигает освобождения, мокши. В частности, ануграха нисходит надушу при дикше (инициации) от садгуру. Ануграха приходит, когда анава-мала, ограничивающая оболочка, окружающая душу, достигает созревшего состояния.

АНУННАКИ – 1. Высокоразвитая раса пришельцев, появившихся на Земле 400 тысяч лет назад с планеты Нибиру. Впервые высадились на берегах Персидского залива и в Египте. По предположениям, являются родоначальниками шумеров. Покинули землю во время катастрофы Атлантиды и потопа, дав спастись лишь Ною на его ковчеге. После катастрофы вновь посещали Землю и контактировали с возрождающейся цивилизацией. Их стали называть «те, кто пришел с Неба» или элохим по-древнееврейски.
2. Ангелы или духи Земли; элементалы Земли. Главная обязанность ануннаков – определять людские судьбы, то есть они являются духами-покровителями.
Синоним – Аннунаки.

АНУПАДАКА – (санскр. самосущий), относящийся к дхьянибуддам, к саморожденным богам.

АНУПАЙЯ – (санскр. отсутствие способа, не-метод), термин кашмирского шиваизма, обозначающий спонтанную реализацию без использования какой-либо техники, практики или намеренного усилия.
Смотри Упайя.

АНУТТАРА САМЪЯК САМБОДХИ – «непревзойденная истинная мудрость», которой обладают бурды и бодхисаттвы. Так называют высшую ступень буддийского посвящения, когда правильные взгляды и истинная мудрость в полной мере соответствуют уровню личного просветления. Человек, достигший этой ступени духовного развития, осознает иллюзорность материального мира и может навсегда прекратить существовать в нем; но, соблюдая принцип сострадания, дает обет возрождаться в этом мире до тех пор, пока все не будут избавлены от страданий.
Синоним – Аноттара Саммяку Самбодай.

АНХ – (егип.), символ жизни – тау-крест с овальной петлей вместо верхнего луча.
Синоним – Анкх.

АНЧУТКА – (слав.), в русской мифологии – маленький, но весьма проказливый бесенок, помесь черта и утки. Живет то в воздухе, то в воде и, как всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени. Его отличительные черты – невысокий рост, умение летать и повышенная чумазость. Иногда анчутку называют водяным, болотным. Обычные его эпитеты – «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый». Полевые анчутки имеют вид маленьких женщин и мужчин. Среди них есть овсянники, конопельники, просонники, рожники, картофельники, дикушники и пр.

АНШАР и КИШАР – (шумер. круг неба и круг земли), в шумерской мифологии – священная пара родителей небесного бога Ану; олицетворение горизонта как двух непрерывно связанных линий, отделяющих небо и землю друг от друга. У ассирийцев были отождествлены с главным богом Ашуром и возвысились над всеми богами.

АНЬЯНА – (исп.), тип колдуньи. Имя предположительно происходит от Яна или Диана. Такие ведьмы принимают вид старых женщин и испытывают людей на милосердие. В истинном обличье это красивые молодые женщины, белокурые и голубоглазые, одетые в плащи из цветов и серебряных звезд. В руках у них золотая палочка, на ногах – зеленые чулки. Они оберегают зверей и живут в подземных дворцах, полных сокровищ. Прикосновение палочки превращает все в золото. Символика образа ведет свое происхождение от друидов, на глубинном уровне она также означает душу, обновленную слиянием с «жизненной силой». Палочка является эмблемой отношений, связывающих внешне независимые вещи. Зеленые чулки намекают на изначальные силы женской природы. Сокровища и богатства означают духовные силы, таящиеся в бессознательном.

[ Аа-Ак | Ал-Ан | Ао-Ат | Ау-Ая ]

Теги: эзотерика, эзотерический словарь, эзотерический справочник, словарь эзотерических терминов, словарь практика-эзотерика, справочник оккультиста, оккультный словарь, словарь оккультных терминов,  магический словарь, справочник мага, эзотерическая энциклопедия, что такое ...?
 


Смотри также:


Нет похожих страниц.

Комментарии: (0)   Рейтинг:
Пока комментариев нет
Средняя оценка участников (от 1 до 10): Пока не оценено   
Проголосовавших: 0